Как обучать ТОП-менеджеров

ТОП-менеджеры – это люди, которые меньше всего любят учиться на тренингах.

Обычно менеджеры высшего звена ищут для себя варианты элитного образования, посещая управленческие школы, MBA и стажировки за рубежом в крупных международных компаниях.

Мы, однако, осветим ту область в развитии ТОП-менеджмента, которая касается управления людьми, и где тренер или коуч смогли бы внести существенный вклад в достижениях руководителей высшего звена.

Под ТОП-менеджерами мы будем понимать руководителей, которые относятся к одной из следующих категорий:

  • Владельцы бизнеса
  • Генеральный менеджер
  • Директора функциональных направлений бизнеса

В любом случае мы имеем дело с людьми, которые управляют командой руководителей, а не специалистами. Так же важно учесть, что под управлением ТОП-менеджера находится либо весь бизнес, либо функциональное направление, которое представляет собой с одной стороны, часть бизнеса, а с другой, крупное самостоятельное подразделение (финансы, маркетинг, персонал, производство и др.)

ТОП-менеджеры имеют разнообразный и глубокий практический опыт в управлении большими коллективами. Быть руководителем – это их профессия, и руководители такого уровня прекрасно осознают, что их основная деятельность – это управление персоналом и принятие решений относительно бизнеса. Их уже почти не касается экспертиза в какой-либо профессиональной области.

В работе ТОП-менеджера очень мало задач связано с управлением людьми. В основном руководители такого уровня занимаются представительской деятельностью внутри и вне компании. То есть основная их задача – ведение встреч и переговоров для принятия ключевых решений, выступление на важных презентациях, переговоры о получении ресурсов для своего направления на внутренних совещаниях компании. И лишь часть своего времени они посвящают управлению людьми, да и то имеют дело только с руководителями, находящимися у них в подчинении.

Основные управленческие задачи в отношении подчиненных:

  • Стратегическое целеполагание
  • Подбор управленческой команды
  • Оценка управленческой команды
  • Развитие ключевых руководителей через коучинг
  • Делегирование
  • Принятие решений совместно с управленческой командой
  • Разработка и реализация систем мотивирования для функционального подразделения или компании в целом
  • Проведение крупных совещаний и презентаций

Сложности

Продвигая подчиненных, могут оценивать больше их качества, как специалиста, нежели лидерский потенциал

Не всегда уделяют должное внимание построению коммуникаций с другими подразделениями

Сосредоточены на выполнении задач бизнеса, не уделяя внимания сплочению команды, развитию и мотивированию подчиненных

Не всегда видят коммерческие последствия принятых решений и их влияние в целом на эффективность компании

Не всегда умеют доносить стратегические цели компании так, чтобы их знали на самом низовом уровне персонала

Не уделяют достаточного внимания своим презентационным умениям, как способу влияния на большую массу людей

Способы влияния на сотрудников, которые возможны на этом уровне:

  • Стратегическое развитие
  • Целеполагание и управленческие решения
  • Партнерство
  • Авторитет и имидж
  • Харизматичность
  • Эмоциональное заражение
  • Управленческое решение и целеполагание
  • Личное влияние и влиятельность
  • Материальное мотивирование
  • Решения по-поводу карьерного развития подчиненных
  • Увольнение
  • Структурные изменения, наделение ответственностью в новой структуре

Особенности разработки и проведения обучения в области управления персоналом для ТОП-менеджеров

Из форм обучения, которые можно предложить для обучения ТОП-менеджеров, можно выделить следующие:

  • Бизнес-симуляция
  • Коучинг
  • Стратегические сессии для управленческих команд
  • Тренинг

ТОП-менеджеры готовы учиться только в одном случае, когда им нужно получить совершенно конкретный результат в бизнесе.

Например, внедрение стратегии эффективного сервиса и стандартов обслуживания в компании, повышение прибыли компании на 20%, расширение компании и создание новой организационной структуры, умение проводить презентацию для публики высокого статуса и др.

Поэтому, обучение и развитие ТОП-менеджеров должно быть основано на конкретной цели, которую заявляет руководитель. Обучение для людей, относящихся к этой категории менеджмента должно, прежде всего, носить индивидуальный характер, даже если само обучение происходит в групповом формате.

Итогом любой обучающей программы для ТОП-менеджмента должны стать или сформированные умения, или четкая стратегия и программа действий руководителя и его команды для достижения какой-либо цели. Однако это должна быть стратегия, разработанная и принятая с учетом управленческих особенностей руководителя, ее внедряющего, и с учетом бизнес-среды компании.

Логику выстраивания программы обучения для высшего менеджмента можно обозначить следующим образом:

Тренинг меньше всего подходит, как формат обучения ТОП-менеджеров.

Мы можем использовать тренинг только в таких случаях, когда руководителя нужно научить, например, проводить совещания на высоком уровне, создавать и проводить презентации, использовать эмоциональное заражение и другие формы личностного воздействия на аудиторию. При этом тренинг должен на 95% состоять из практики и закончиться только тогда, когда тренер будет уверен, что необходимые навыки будут освоены ТОП-менеджером полностью.

Коучинг является основным инструментом развития руководителей высокого уровня. Особенно, если мы говорим о развитии навыков управления для владельцев компаний и генеральных директоров. Стратегическая сессия для управленческих команд является частным случаем коучинга.

В любом случае коучинг является единственным инструментом для работы с личными целями руководителя, а ведь мы знаем, что именно на личных целях управляющего бизнесом основано все развитие компании и достижения компании зависят напрямую от амбициозности ее владельца. Коучинг эффективно используется для развития уникальных качеств ТОП-менеджера и для снятия ограничивающих убеждений, мешающих достижению целей. Ни в каких других форматах обучения нельзя достигнуть таких рузультатов, как в коучинге, так как этот инструмент развития работает не с теориями и отстраненной информацией, а с личностью менеджера.

Бизнес-симуляция – очень распространенный способ обучения руководителей высшего уровня. Бизнес-симуляция – это игра, которая моделирует реальный бизнес в условиях аудитории. Этот формат обучения является эффективным инструментом развития для директоров функциональных подразделений, так как формирует у них умение оценивать свои управленческие решения и их влияние на бизнес компании в целом. Зачастую руководители высшего уровня недостаточно просчитывают, насколько их решения соотносятся с целями, как компании в целом, так и с целями соседних функциональных направлений бизнеса. Бизнес-симуляция в полной мере раскрывает это проблему и обучает действовать наиболее эффективным образом.

Бизнес симуляция не содержит теории и имеет довольно свободные рамки для проявления предпринимательских и управленческих талантов сотрудников, потому каждый руководитель может оценить свою личную эффективность в управлении людьми и быстро получить обратную связь от команды. Подобную обратную связь руководитель не может получить от своих подчиненных, поэтому этот аспект тоже делает бизнес-симуляцию ценным инструментом для обучения.

Отдельно заметим, что бизнес-симуляция интересна и полезна даже тем руководителям, которые прошли множество тренингов. Вы никогда не услышите от ТОПов, прошедших симуляцию, что обучение было подобрано для них неэффективно.

Модули, которые могут войти в программу обучения:

  • Подбор и оценка руководителей
  • Формирование управленческой команды
  • Коучинг, как инструмент развития
  • Технология ведения совещания
  • Технологии принятия управленческих решений
  • Наемный руководитель, как предприниматель
  • Индивидуальная работа с образом и имиджем
  • Презентационные навыки руководителя
  • Переговоры на высоком уровне

Успешного Вам развития!