Как развивать и стимулировать креативное мышление

Как развивать и стимулировать креативное мышление и инновационное поведение сотрудников

Креативность — способность к конструктивному нестандартному мышлению и поведению, постоянному осознанию и творческому развитию своего опыта (на основе определения Санкт-Петербургского Института тренинга)

Инновационный капитал организации

innovacionnii_kapital

Креативный процесс

kreativnii_process

Первый инсайт — Первая мысль, проблеск мысли, связанный с возникновением еще не переработанной, сырой, но оригинальной идеи. Переживается как краткосрочное вдохновение, предвкушение чего-либо настоящего, захватывающего, как неожиданная встреча или свидание.

Подготовка Связана с появлением побуждения изменить ту или иную ситуацию, переставшую удовлетворять человека. Сопровождается осознанием задачи, цели изменения. Характеризуется логической проработкой, анализом задачи в целом и ее элементов, выдвижением и проверкой вариантов решения. Принципиальная идея — идея перманентности этапа подготовки.

Фрустрация Происходит в момент, когда, проработав все варианты решения проблемы, человек не находит ответ, оказывается в тупике. Переживается как напряжение, разочарование, раздражение, обескураженность, скука, усталость, апатия. Реакции на фрустрацию: отрицание, рационализация, принятие стагнации, новый рост.

Инкубация — Прекращение сознательной работы над проблемой при сохранении мотивации к ее решению.

Инсайт (озарение) — Момент поступления решения в сферу сознания. Переживается как эйфория, счастье, бурная радость, восторг.

Разработка — Проверка полученного решения логическими средствами. Включает в себя верификацию и осуществление.

Паттерны инновационного мышления

patterni_mishlenija

Как применять инновационное мышление:

  1. Определить границы замкнутого мира
  2. Перечислить основные компоненты продукта, услуги или процесса
  3. Применить паттерн инновационного мышления
  4. Представить себе новый (или измененный) продукт или услугу. Каковы потенциальные преимущества, рынки, ценность? Кого заинтересовал бы такой продукт или услуга, кто счел бы их полезными? Если вы пытаетесь решить конкретную проблему, то как этому способствует данная вариация объекта?
  5. Если выяснится, что новый продукт (услуга) имеет фактическую ценность, то нужно спросить: осуществима ли эта идея? Можно ли создать этот продукт или оказать такую услугу? Почему? Можно ли скорректировать идею, чтобы сделать ее более жизнеспособной?

ЛЕОНИД БОГДАНОВ
эксперт по стратегическому развитию организаций
NewRealGoal

Об этом и многом другом будем говорить в Мастерской «13 друзей Станченко» на HCF-2015

bogdanov

Руководитель T&D-университета NRG: Андрей Станченко