Новый корпоративный завет

Один из самых распространенных рисков в современных организациях связан с отсутствием в них этического кодекса. Многие полагают наличие такого документа чем-то излишним. А зря. Он значительно снижает вероятность событий, способных навредить корпоративной культуре или даже испортить репутацию компании.

Этический кодекс – это свод норм, которые определяют жизнь вашей компании. Эти нормы касаются всех аспектов функционирования организации, включая глобальные цели, а также принципы взаимодействия между работниками, партнерами и внешними субъектами.  

Правила кодекса могут, например, запрещать заключение соглашений с партнерами, использующими труд детей или технологии, наносящие вред окружающей среде.

Например, когда IKEA основывала свой первый магазин в СНГ, работники местных коммунальных предприятий склоняли представителей компании к взятке. Если бы не четко прописанный кодекс, запрещающий взятки, руководство могло бы и уступить, опасаясь подвести кредиторов, сотрудников и покупателей. В результате компания нашла способ открыть магазин в обход коммунальщиков, и магазин был открыт вовремя.  

«Наличие этического кодекса прежде всего влияет на уровень корпоративной культуры», — говорит Майкл Коннор, редактор и издатель интернет-журнала Business Ethics. – «Многие предприятия малого и среднего бизнеса уже живут по таким правилам. Если они не задокументированы, то руководству следовало бы задуматься о том, чтобы создать такой документ».

Коннор убежден, что этические нормы могут оказать мощную поддержку бизнесу. «Многие руководители считают их чем-то излишним, непозволительной роскошью», — говорит он. – «Они не учитывают, что бизнес без этических норм подвергается постоянному риску».

Во главу угла

Начать стоит с обозначения главных целей организации. Марианн Дженнингс, автор книги «Семь признаков этического краха», обычно задает клиентам, которых она консультирует, один и тот же вопрос: «Чего бы вы никогда не сделали для того, чтобы приобрести или сохранить клиента?» Ответы на этот вопрос помогают сформировать базис для кодекса.

Особенно остро вопрос создания морального кодекса встает в случае резкого разрастания штата. Компания нанимает все больше сотрудников, чьи ценности не всегда совпадают с ценностями компании. Наличие сформулированных правил позволяет всем членам коллектива, включая новоприбывших, двигаться в одном направлении.

Работаем сообща

Распространенная ошибка многих работодателей состоит в том, что они создают кодекс, не консультируясь с подчиненными. В этих случаях кодекс либо воспринимается превратно, либо вообще игнорируется. Здесь стоит вспомнить универсальное правило: люди охотно следуют тому, в создании чего они сами принимали участие.

Даже если вам кажется, что вы хорошо осведомлены обо всех проблемах сотрудников, вам все равно не обойтись без их помощи в составлении кодекса. Лучше всего раздать сотрудникам анонимные анкеты и попросить описать в них все сомнительные с точки зрения этики ситуации, в которые им доводилось попадать за последний год на рабочем месте.

Назначаем ответственных

Даже если персонал уже знаком с кодексом и придерживается его правил, все равно есть смысл назначить сотрудника, который будет отвечать за внесение изменений в нормативные документы. Этот человек должен иметь высокие моральные принципы, а также отменные коммуникативные способности. Помимо этого, он должен иметь постоянный доступ к руководству для безотлагательного решения возникающих вопросов и внесения поправок в кодекс. Обычно ответственным за этику в коллективе назначают сотрудника отдела кадров.