TD-специалисты, опасайтесь троянского обучения!

Как емко подметил Анри де Гейз, президент компании Royal Dutch Shell, способность учиться быстрее своих конкурентов – единственный надежный источник превосходства над ними.

Эта мысль отражает одну из важнейших актуальных тенденций. Изменения в современном мире происходят все быстрее, и умение быстро обучаться новому становится главным конкурентным преимуществом.

Известный психолог Александр Поддъяков обращает внимание T&D-специалистов на то, что в этой ситуации опасно не только отставание в обучении, но и ложное обучение, которое не только ничему не учит, но, напротив, способно принести немалый вред.

Один чемпион мира по тяжелой атлетике специально для публикации в журнале сфотографировался со штангой, стоя по грудь в воде. После публикации материала его конкуренты — тренеры и спортсмены — потратили колоссальное количество времени и усилий, пытаясь срочно разработать инновационную методику тренировок со штангой в воде, не подозревая, что фотосессия была уловкой, рассчитанной на отвлечение ресурсов конкурентов на бесполезные изыскания.

Обучение ложному или вредоносному знанию – это феномен, глубоко укорененный на культурном уровне. В сказках встречаются эксперты (мастер, колдун и т. п.), препятствующие тому, чтобы поступивший к ним в учение герой усвоил настоящие секреты деятельности.

Но это еще что. Иные учат тому, что герою невыгодно или даже опасно. Вспомните, как Баба-Яга учила Иванушку садиться на лопату, чтобы поместиться в печь, а лиса учила волка, как ловить рыбу на собственный хвост в проруби.  

Подобным образом поступила одна зарубежная фирма, предложившая T&D-специалистам Государственного научного центра РФ «Физико-энергетический институт» бесплатное обучение технологии некоторых расчетов для атомных электростанций. При юридической экспертизе оказалось, что в случае принятия предложения фирма может, пользуясь правом интеллектуальной собственности, наложить вето на любую международную сделку института, в которой использовалась бы эта технология.

В проекции на бизнес-обучение этот феномен возможен в самых разных ситуациях. Например, конкурирующая компания открыто делится положительным опытом от внедрения нового инструмента развития персонала. Возможно, здесь и нет какой-то хитрой задней мысли. Но вполне вероятно и то, что афиширование своих успехов, а главное демонстрация ноу-хау в их достижении – лишь способ сбить с толку T&D-специалистов конкурирующих организаций.

Уважаемые T&D-специалисты, будьте бдительны! В обучении настала эпоха тонированных стекол. Выбирайте обучение, хорошо подумав.