Тренинг по фигуре. Рецепт от бизнес-тренера

Избегайте шаблонов, создавая тренинг! К этому постоянно призывает своих учеников бизнес-тренер T&D-Университета Марк Кукушкин. И не только призывает, но и раскрывает им механизм проектирования уникальной обучающей программы, которым пользуется сам.

Метафора, взятая из производства одежды, неслучайна. Дело в том, что однажды коллега Марка Кукушкина охарактеризовал его как тренера, который способен не только пошить великолепный костюм, но и точно подогнать его по фигуре. С тех пор за Марком закрепилось прозвище тренинг-модельер.

Такое сравнение довольно удачно отображает специфику того, что делает Марк Кукушкин. Как и костюмы, пошитый на заказ, его тренинги уникальны. Подобно заказному костюму, они идеально подогнаны под запросы клиента. Они столь же красивы и добротно исполнены. А главное – они наилучшим образом выполняют свою функцию. Если для костюма это подчеркивать достоинства и сглаживать недостатки, то для тренинга – давать конкурентное преимущество заказчику через обучение персонала.

Что обычно использует тренер в своей работе? Набор традиционных упражнений. Если проанализировать несколько тренингов по переговорам от разных тренеров, окажется, что процентов на 60-80 они будут состоять из подобных составляющих. Это уже давно привело к ситуации «пресыщенности» тренингами.

Но как создать непохожий на другие тренинг, если запросы заказчиков похожи? Вот здесь-то Марк Кукушкин и применяет метод, который основан на культурных метафорах.

Суть метода состоит в том, что для создания тренинга используются идеи, взятые из широкого культурного контекста. Если обычный тренинг переговоров использует для отработки типичную бизнес-ситуацию, то «культурный» тренинг возьмет за отправную точку какой-то феномен из небизнесовой ситуации. Например, переговоры с преступниками, захватившими заложников. Или, допустим, в тренинге по клиентоориентированности, можно задействовать концепт гейши и т.д.

Преимуществ от такого подхода минимум два:

  1. Такой тренинг намного интересней стандартного
  2. Необычный контекст способствует более эффективному обучению

Как же происходит создание тренинга на основе культурной метафоры? От заказчика поступает запрос, допустим, на реорганизацию производства таким образом, чтобы взаимозависимые звенья получили большую свободу.

Тренер начинает поиск метафоры. Этот поиск моет осуществляться в самых разных сферах: историческом прошлом, будущем, традициях разных стран, явлениях природы, произведениях искусства, материальной культуре, сферах деятельности человека и т.д.

Как правило, тренер ищет метафору в сфере, которая интересна лично ему и в которой он полагает себя экспертом. Но необязательно.

Например, по теме реорганизации предприятия Марк Кукушкин однажды предложил метафору строительства моста. Мост, ведущий от одного берега к другому, олицетворял перемены. Один берег – теперешнюю ситуацию, другой – ситуацию, в которой нужно оказаться. В этом случае упражнение может заключаться в создании переправы из доступных материалов – ручек, бумаги, скотча и т.п.

Далее Марк Кукушкин наблюдал за тем, как сотрудники того или иного отдела справлялись с задачей, какой подход использовали. Если постройка оказалась неказистой на вид, но крепкой, если процесс был хорошо организован, если был использован принцип надежности – значит, подразделение можно переводить в независимый режим функционирования.

Для многих бизнес-задач хорошо подходят метафоры, взятые из ситуаций в армии и спорте. Для них характерны предельное напряжение, стресс, дефицит ресурсов, риск и повышенная ответственность. Например, для одного из тренингов Марк Кукушкин использовал такую ситуацию. Командиру ампутировали ноги и руки. Теперь он ничего не может делать самостоятельно. Все что у него осталось – это возможность говорить, давать команды. И он должен, пользуясь лишь голосом, т.е. командуя другими выполнить некое задние.

Другая экстремальная ситуация для отработки делегирования. Вы находитесь на стационарном лечении. У вас есть возможность приходить в офис, но лишь на пару часов. Задача участника – максимально эффективно использовать это время, самостоятельно выполняя часть работы, а часть, передавая другим.

Резюмируя, можно сказать, что есть два принципиально разных способа создания тренинга. Первый – способ коллажа, когда тренер берет готовые упражнения, почерпнутые им из чужих тренингов или книг, и комбинирует их определенным образом. Второй представляет собой собственно создание нового уникального тренинга. Второй способ, конечно, ценится больше, а тренер, владеющий им, соответственно, более востребован.

По убеждению Марка Кукушкина, лучший и плодотворный способ овладеть искусством создания уникальных тренингов – это использовать культурные метафоры.