Очистив планету от техногенной вони, герой фантастического фильма «Через тернии к звездам» в экстазе восклицает: «У меня хорошая работа!». И его почти детская радость поняла: восстановленная биосфера, небо, ставшее снова голубым, первый чистый дождь – все это наполняет счастьем. И причина этого счастья – хорошо проделанная работа, осознание того, что в результате твоих профессиональных усилий ты сделал нечто большее, чем просто выполнил свои обязанности.

Понимание значимости своей работы – обязательное условие интереса к работе. Но для того чтобы достичь увлечённости сотрудников своей работой, необходимо учитывать тип работника.

В недавнем исследовании американских психологов было выделено 10 типов привлечения, с каждым из которых нужно работать особым образом.

1. Создатель. Главная миссия создателя – это воплощение идей в ощутимые формы, доступные окружающим. Для него очень важно эмоционально влиять на окружающих его людей. Соответственно, в работе с ним также важен эмоциональный аспект.
2. Генератор идей. Эта категория энтузиастов является примером отличных стратегов, они любят планировать, умеют хорошо анализировать информацию, выявлять возможности и подводные камни. Такие люди особенно полезны в компаниях, уделяющих большое внимание инновациям.
3. Исследователь. Представители данного типа лучше других умеют извлекать информацию. Они способны сконцентрировать свое внимание на определенном вопросе и с непревзойденной скрупулезностью работать над его изучением. Причем их увлеченность чем-то одним делает невозможным любое отвлечение на другие вопросы.
4. Процессор. Это самые практичные работники. Они, напротив, достаточно уверенно чувствуют себя в потоке разрозненной информации. Их основная функция – обработка разнообразных данных, анализ ситуации и обнаружение узких мест.
5. Учитель. Представители этой категории ответственны за ретрансляцию информации, они лучше всего чувствуют себя в роли наставника, им нравится координировать действия окружающих. При этом они любят не только учить, но и учиться, изучая уроки событий и действий других людей.
6. Проводник. Этим людям лучше удается роль посредников. Им интересно общаться, они умеют слушать и разговаривать. Это непревзойденные сетевые работники, умело завязывающие деловые отношения.
7. Целитель. Эти сотрудники лучше других понимают проблемные места в компании, они остро ощущают личную ответственность за решение этих проблем. Они готовы направить коллег в кризисное время и абсолютно незаменимы для поддержки корпоративной культуры.
8. Альтруист. Такие люди воплощают нравственные нормы организации. Альтруисты хорошо мотивируют коллег на достижение поставленных целей, а также на то, чтобы учитывать в своей работе общественную пользу. Там держится социальная ответственность организации.
9. Трансформатор. Эти люди имеют талант в полном хаосе найти единственно верный план действий. Они способны на риск и при любой возможности склонны изменить существующий порядок вещей. Поэтому хороши как движущая сила при внедрении изменений в компании.
10. Строитель. Этих работников можно назвать архитекторами компаний. Они полезны в стартапах, запуске новых проектов или освоении новых отраслей. Их отличительные черты – смелость, готовность к риску и потребность в независимости

Разумеется, в каждом сотруднике может быть несколько типов увлечённости, но обязательно преобладающие. Их следует учитывать при управлении. Задача руководителя – не только идентифицировать тип увлечённости, но и правильно направить энергию сотрудников, подходя к ним индивидуально, в соответствии с их склонностями.

Авторы исследования советуют взять за правило выявлять типы увлечённости всех новых сотрудников, наряду с выявлением их навыков и уровнем образования. Это поможет более целесообразно определить ту область, где данный сотрудник будет максимально полезен.