Очистив планету от техногенного смрада, герой фантастического фильма «Через тернии к звездам» в экстазе восклицает: «У меня хорошая работа!». И его почти детская радость понятна: восстановленная биосфера, снова ставшее голубым небо, первый чистый дождь – все это наполняет счастьем. И причина этого счастья – хорошо проделанная работа, осознание того, что в результате твоих профессиональных усилий ты сделал нечто большее, нежели просто выполнил свои обязанности.
Понимание значимости своей работы – обязательное условие энтузиазма в работе. Но для того, чтобы добиться увлеченности сотрудников своей работой, необходимо учитывать тип работника. В недавнем исследовании американских психологов были выделены 10 типов вовлеченности, с каждым из которых нужно работать особым образом.
1. Творец. Главная миссия творца – это воплощение идей в осязаемые формы, доступные окружающим. Для него очень важно эмоционально воздействовать на людей, окружающих его. Соответственно, в работе с ним тоже важен эмоциональный апкт.
2. Генератор идей. Эта категория энтузиастов являет собой пример великолепных стратегов, они любят планировать, умеют хорошо анализировать информацию, выявлять возможности и подводные камни. Такие люди особенно полезны в компаниях, уделяющих большое внимание инновациям.
3. Исследователь. Представители данного типа лучше других умеют добывать информацию. Они способны сконцентрировать свое внимание на определенном вопросе и с непревзойденной скрупулезностью работать над его изучением. Причем их увлеченность чем-то одним делает совершенно невозможным любое отвлечение на другие вопросы.
4. Процессор. Это наиболее практичные сотрудники. Они, напротив, довольно уверенно ощущают себя в потоке разрозненной информации. Их основная функция – обработка разнообразных данных, анализ ситуации и выявление узких мест.
5. Учитель. Представители данной категории ответственны за ретрансляцию информации, они лучше всего себя чувствуют в роли наставника, им по душе координировать действия окружающих. При этом они любят не только учить, но и учиться, извлекая уроки из событий и действий других людей.
6. Проводник. Этим людям лучше всего удается роль посредников. Им интересно общаться, они умеют слушать и говорить. Это непревзойденные сетевые работники, умело завязывающие деловые отношения.
7. Целитель. Эти сотрудники лучше других понимают проблемные места в компании, они остро ощущают личную ответственность за решение этих проблем. Они готовы направить коллег в кризисные времена и совершенно незаменимы для поддержки корпоративной культуры.
8. Альтруист. Такие люди воплощают в себе моральные нормы организации. Альтруисты хорошо мотивируют коллег на достижение поставленных целей, а также на то, чтобы учитывать в своей работе общественную пользу. На них держится социальная ответственность организации.
9. Трансформатор. Эти люди имеют талант в полнейшем хаосе отыскать единственно правильный план действий. Они способны на риск и при каждом удобном случае склонны поменять существующий порядок вещей. А потому хороши как движущая сила при внедрении изменений в компании.
10. Строитель. Этих сотрудников можно назвать архитекторами компаний. Они полезны в стартапах, запуске новых проектов или освоении новых отраслей. Их отличительные черты – смелость, готовность к риску и потребность в независимости.
Разумеется, в каждом сотруднике может иметься несколько типов увлеченности, но обязательно есть преобладающие. Их и нужно учитывать при управлении. Задача руководителя – не только идентифицировать тип увлеченности, но и правильно направить энергию сотрудников, подходя к ним индивидуально, в соответствии с их предрасположенностями.
Авторы исследования советуют взять за правило выявлять типы увлеченности всех новых сотрудников, наряду с выявлением их навыков и уровнем образования. Это поможет более прицельно определить ту область, в которой данный сотрудник будет максимально полезен.