Самый проблемный подводный камень T&D-специалиста

Самый проблемный подводный камень T&D-специалиста

Цей контент також доступний на : Українська

Заказчик вам поставил задачи для тренинга и озвучил желаемые результаты. Вы обсудили оптимальный формат программы, уместные методы и инструменты, определились, как будет измеряться результативность тренинга. Ударили по рукам.

Вы отправились готовиться: адаптировать задачи под специфику компании, подбирать нужные материалы и упражнения…

СТОП Не торопитесь! Вы уже совершили ошибку, которую чаще всего допускают t&d-специалисты.

Какую ошибку вы допустили

Одна из основных ошибок в организации тренинга происходит на ранней стадии. А именно во время первого общения тренера с заказчиком. Казалось бы, кто как не заказчик, представитель руководства, должен формулировать задачу тренеру? Кому как не руководителю известны цели компании и трудности в их достижении? Роковое заблуждение. Запрос руководителя не может быть руководством к созданию тренинга. Не могут быть таковым и запросы сотрудников, и даже сумма тех и других.

Правилом №1 любого t&d-специалиста должно стать критическое отношение к установкам со стороны заказывающей стороны. Перед тем как приступать к разработке тренинга обязательно сделайте диагностику потребности компании в обучении. Это звучит просто, но этот шаг часто опускается — диагностика подменяется тем, о чем предостерегали еще древнегреческие философы — мнениями. Пусть мнениями профессионалов, хорошо знающих свое дело и сферу деятельности компании, но все же просто мнениями.

Чтобы свести к минимуму субъективные искажения заказчика, t&d-специалист обязан, прояснить, насколько заявленная тема обучения соответствует реальным потребностям компании. Уже в беседе с заказчиком стоит попытаться проникнуть в суть происходящего в данной компании. И здесь в качестве подсказки используйте подход, предложенный Мартином Орриджем — «иерархией вопросов». Этот подход позволяет выудить скрытые потребности в тренинге.

Для начала нужно задавать вопросы «первого уровня».

  • В чем потребность?
  • Почему понадобился этот тренинг?
  • Когда воспользуемся его результатами?
  • Где применят результаты тренинга?

Затем стоит перейти к вопросам второго уровня.

  • Какие конкретно способности будут необходимы?
  • Почему они понадобятся?
  • Когда они будут нужны?
  • Где их планируют применить?

Ответ на последние два вопроса может быть таким же, как и ответ на соответствующие вопросы первого уровня. Но дублирование позволит вам быть уверенным в полном понимании потребностей организации.

В некоторых случаях бывает полезно применить более глубокий анализ:

  • Какие навыки нужны?
  • Почему именно эти навыки?
  • Какие техники?
  • Почему именно эти техники?
  • Какие типы поведения?
  • Почему именно эти типы поведения?

Только так вы поймете требуемый уровень навыков, знаний и опытности.

Заказчик — вершина айсберга

Общение с заказчиком – лишь вершина айсберга. Важно провести собеседования с теми сотрудниками, которым предстоит пройти тренинг. Провести их через надежный, хорошо зарекомендовавший себя опросник, проанализировать должностные инструкции.

Не стоит забывать и о полевых исследованиях. Например, если заявленная тема тренинга – «клиентоориентированность», не помешает обратиться в эту компанию в качестве клиента, чтобы испытать на себе, насколько тема актуальна.

Вполне может оказаться, что дело совсем не в отсутствии клиентоориентированности, а в проблемах с коммуникациями между определенными отделами компании.

Таким образом, диагностика потребностей в обучении дает t&d-специалисту возможность не только более точно разработать программу, но и вообще изменить тему или выбрать для обучения другую целевую группу.

Проработка потребностей в обучении важна еще и потому, что дает ясное понимание: необходимы не только навыковые тренинги, но и тренинги для управленцев и консалтинг. Только комплексный подход к обучению, использование как тренинговых, так и нетренинговых инструментов, позволит T&D-специалисту создать тренинг, который будет действительно полезным для развития компании.