3 прорывных инструмента организационного развития

Для поддержания здоровья организма важно регулярно совершать профилактический осмотр у доктора. В организационном развитии профилактические меры еще более значимы. Представляем три действенных инструмента, позволяющих критично оценить существующую бизнес-модель, откорректировать ее и избежать рисков в будущем.

Бизнес-модель – это не вечная данность. Ее нужно постоянно проверять на прочность и совершенствовать. В противном случае рано или поздно она даст трещину, которая может стать фатальной для компании. Поэтому для успешного организационного развития руководители должны изучать внешнюю среду, в которой функционирует бизнес-модель, постоянно ее анализировать и на основе этого анализа переосмысливать стратегию.

В этом вам помогут три инструмента, разработанных признанным экспертом в области организационного развития, Александром Остельвальдером. Применение этих инструментов осуществляется на базе т.н. шаблона бизнес-модели.

 

Вот эти инструменты:

  1. Анализ среды бизнес-модели
  2. Диагностика модели
  3. Стратегия голубого океана 

1. Анализ среды бизнес-модели.

При создании бизнес-модели учитываются внешние факторы, внешняя среда, в которой эта модель будет функционировать. Однако внешняя среда не всегда бывает четко структурирована. Неплохо, чтобы при ее анализе перед глазами была схема наподобие этой.

Все элементы, представленные здесь, должны быть проработаны. Обратите внимание на тенденции в верхней части схемы. Это очень важный элемент организационного развития: бизнес-модель, успешная в теперешних условиях, может стать неэффективной в ближайшем будущем.

Другая ошибка при анализе бизнес-модели состоит в том, что анализ осуществляется либо один раз, непосредственно перед разработкой, либо редко. Отметим, что регулярность анализа здесь критически важна. Постоянная переоценка бизнес-модели – это залог успешного организационного развития. Она позволяет вовремя адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.

Многочисленные примеры из сфер машиностроения, музыки и СМИ красноречиво показывают, что пренебрежение регулярной оценкой ведет к провалу организации, так как делает невозможным своевременное осознание проблем. Важно также помнить, что анализ модели в целом и анализ ее частей – две разных операции, дополняющих друг друга.

2. Диагностика

Для диагностики модели можно прибегнуть к старому доброму SWOT-анализу, но с одним существенным дополнением. Как известно, SWOT-анализ давно используется для оценки сильных и слабых сторон компании, а также выявление возможностей и угроз. Однако этот простой инструмент не задает направления для дискуссии, не указывает, что конкретно нужно проанализировать. Поэтому ценность его сомнительна. Но если объединить этот инструмент с шаблоном бизнес-модели, это позволит более точно осуществить анализ модели и ее частей. Вот как это выглядит:

3. Стратегия голубого океана.

Эта стратегия с поэтичным названием предлагает вместо того, чтобы заниматься борьбой с конкурентами, создать абсолютно новое направление в бизнесе, новый рынок, в котором конкуренции нет вообще. Происходит это путем трансформации бизнес-модели таким образом, чтобы она предлагала потребителям инновационную ценность. Для осуществления трансформации авторы концепции Ким и Моборн разработали инструмент «4 действия»:

1. Определить, от каких факторов, которые в данной сфере деятельности считаются общепринятыми, нужно отказаться.

2. Определить, какие факторы, привычные для данного направления, нужно необходимо сократить.

3. Определить, какие факторы нужно, наоборот усилить.

4. И наконец, какие факторы из ранее не существовавших следует ввести.

Один из самых ярких примеров реализации стратегии голубого океана в организационном развитии – это знаменитый французский «Цирк солнца». Вот что там предприняли. Удалили затратные составляющие: дрессированные животные и популярные артисты. Добавили тематические шоу, феерическую атмосферу и отборную музыку. Таким образом было создано новое ценностное предложение, рассчитанное скорее для эстетов и театралов, а не для непритязательного семейного отдыха. Это позволило существенно повысить цены на билеты. Вот наглядная схема преобразований и их влияния на другие блоки:

 

Узнать больше и подробнее о самых эффективных инструментах организационного развития вы можете, посетив тренинг-мастерскую  «Моделирование изменений», который пройдет в Киеве. Тренинг посвящен современным, простым и вместе с тем работающим инструментам управления организацией. Целевая аудитория – ТОП-менеджмент и HR-специалисты. Вы одними из первых узнаете, как эффективно провести изменения в компании, получив ощутимое конкурентное преимущество.

Два конспекта по книгам Александра Остервальдера: «Построение бизнес-моделей» и «Твоя бизнес-модель» Вы можете получить бесплатно, заполнив форму.