В начале 80-х корпорация Ford пребывала в плачевном состоянии. Доля рынка опасно сократилась, и руководство решилось на один из остроумнейших методов организационной диагностики – бенчмаркинг. Было проведено масштабное исследование автомобилей конкурентов с точки зрения того, как им удается достичь в своей продукции привлекательных для потребителей характеристик. Собственные характеристики были соотнесены с полученными результатами и откорректированы. Результат – автомобиль Ford Taurus стал бестселлером и безусловным лидером продаж на рынке.
Организационная диагностика – это первый и очень важный шаг на пути к любым изменениям. Но даже для краткого изложения основных подходов понадобилась бы отдельная книга. Поэтому мы остановимся подробней лишь на упомянутом методе – бенчмаркинге.
Для начала отметим важный момент. Здесь, как и в вопросах здоровья, обследование должно проводиться регулярно, чтобы скрытая патология не обернулась серьезной проблемой в будущем. Случай с Ford – это как раз пример того, что проблемы оставались неосознанными слишком долго, что привело к неминуемому спаду.
И уж тем более диагностика обязательно предваряет реализацию перемен: определяется состояние ресурсов компании, ее сильные и слабые стороны, возможности и риски. Исследуются бизнес-процессы, настроения сотрудников, их готовность к переменам. Далее осуществляется поиск путей решения существующих проблем для вывода компании на новый уровень конкурентоспособности.
Что касается бенчмаркинга, это особый вид диагностики, который представляет собой поиск образцов эффективного функционирования – например, у конкурентов – с целью соотнесения и корректировки собственных процессов. Таким образом, он дает возможность применить у себя лучшие практики лучших игроков рынка.
Типы бенчмаркинга
Внутренний
Бенчмаркинг необязательно нацелен на сопоставление с внешними организациями. Данный тип предполагает соотнесений процессов или услуг внутри компании, например, между подразделениями. Преимущество такого подхода – простота сбора информации, недостаток – возможная предвзятость результатов.
Конкурентный
Соотнесение проводится с конкурентами. Причем, хорошо, когда это конкуренты, работающие на более высоком уровне рынка. Например, региональной компании полезно сравнить себя с международной.
Функциональный
Сопоставляются собственные процессы с аналогичными процессами в другой компании, но работающей в иной сфере.
Общий
Сравнение происходит с лучшими игроками в своих сегментах. Лидеры рынка часто сами открыто публикуют отчеты о своей деятельности (например, Toyota, Motorola). Из практик лидеров выбираются наиболее подходящие и адаптируются у себя.
Этапы бенчмаркинга
- Определение объекта. Объектом могут выступать процессы или продукты компании. На данном этапе нужно определится, будет ли бенчмаркинг одноразовой акцией или же постоянным процессом.
- Определение параметров, по которым будет осуществляться бенчмаркинг. Сюда можно отнести свойства продукта или характеристики процессов.
- Формирование команды. Состав команды должен включать работников из разных сфер, дабы была возможность максимально разносторонне и объективно оценить как свои характеристики, так и эталонные.
- Подбор партнеров. Сюда включают компании, достигнувшие успеха в реализации параметров, определенных на этапе 2.
- Сбор и изучение сравниваемой информации. Здесь важно унифицировать всю собранную информацию, привести ее к показателям, сопоставимым с показателями компании.
- Оценка достижимости необходимых показателей. Здесь оценивается разрыв, существующий между показателями компании и партнеров по бенчмаркингу, а также то, насколько реально этот разрыв преодолеть.
- Определение необходимых изменений, создание видения будущего.
- Постановка целей и разработка алгоритмов их достижения.
- Осуществление запланированных перемен и последующий контроль за ходом изменений. По необходимости – последующая корректировка планов.
После достижения поставленных целей важно либо регулярно повторять бенчмаркинг, либо вообще выделить его в постоянный не прекращающийся процесс. Печальный пример недостаточности одноразового бенчмаркинга – тот же Ford. Став лидером рынка, компания успокоилась, что привело к медленному, но неуклонному скатыванию с первых позиций. К концу 1990-х продажи некогда сверхуспешной модели Taurus снизились с 400 000 до 60 000. Из чего следует вывод: для того, чтобы результаты бенчмаркетинга оставались действенными, их нужно постоянно обновлять и совершенствовать.
Полное собрание материалов в электронном пособии «Управление изменениями. Обзор методов и инструментов».
Вы можете получить пособие бесплатно, заполнив форму.
Посмотреть описание пособия и заполнить форму