Без чего тренинг для тренеров будет неполноценен?

Учится на чужом опыте – это мудро. Учиться на опыте Дэвида Колба – мудро вдвойне. Знаменитый психолог обучения за свою многолетнюю практику выкристаллизовал идеальную схему построения тренинга. Она входит в обязательную программу любого хорошего тренинга для тренеров. Глупо не воспользоваться, не так ли?

Схема Дэвида Колба сложилась эмпирически. Работая в группах, он заметил, что эффективность тренинга во многом определяется его структурой: отсутствие определенных элементов (или неправильная их последовательность) убивают все прочие достоинства мероприятия. Вот эта схема.

1. Мотивирование (10%)
2. Закрепление (20%)
3. Освоение нового (50%)
4. Оценка (10%)
5. Дебрифинг (10%)

В скобках указан процент времени, которое стоит потратить на каждый этап. Но продолжительность частей – не строго фиксирована. Ведущий волен менять эти соотношения. На тренингах для тренеров подчеркивают: критичным является наличие всех перечисленных этапов. Давайте же исследуем каждый из них подробнее:

Мотивация

Хороший тренинг обязательно начинается с мотивации. Задача этого этапа – подстегнуть участников, вызвать максимальное повышение внимания, убедить в необходимости происходящего, пользе тренинга для каждого. От этого этапа зависит действенность прочих частей программы. Функцию мотивации на тренинге берут на себя кейсы, суть которых – продемонстрировать участникам отсутствие или недостаток у них нужных навыков для решения различных проблем. В тренинге продаж хорошо сработает осуществление продажи ведущему. На тренинге для тренеров – проведение упражнения и т.п. Задача ведущего – на деле доказать недостаток нужных умений.

Закрепление

Неопытные тренеры могут легкомысленно пропустить этот блок и столкнуться с тем, что в группе появляются трудные участники. Скорее всего, осложнения появляются у людей со склонностью к систематизации. Отсутствие закрепления пройденного действует на них обескураживающе. Дело в том, что закрепление не только улучшает усвоение навыков, но и служит неким «клеем», собирающим модули программы в стройную последовательность. Без этой склейки многим сложно самостоятельно собирать блоки знаний. Чтобы избежать ненужного недопонимания, на тренингах для тренеров учат обязательно включать закрепляющую часть в начальный этап тренинга.

Освоение нового

Это ядро тренинга, его главная часть, на котором, собственно происходит усвоение новых знаний, обретение новых навыков и изучение новых методик. Здесь происходит восполнение того разрыва между требуемым и имеющимся, который стал очевидным на этапе мотивации. Здесь важно не забывать древнюю мудрость: уши забывают, глаза запоминают, действие понимает. Так древние китайцы, проводя тренинги для тренеров, напоминали неофитам о важности визуальных материалов и практической отработки в действии.

Оценка

После усвоения новых знаний и навыков необходимо оценить, насколько это освоение произошло удачно. Оценка может быть осуществлена со стороны коллег, со стороны самого участника и со стороны тренера. На этом этапе крайне важно быть предельно деликатным, но честным. Оценивать нужно непредвзято, доказательно и, конечно, справедливо. Иначе вместо того, чтобы стать помощником в освоении нового, она может послужить мощным демотиватором. В тренингах для тренеров этому уделяется особое внимание.

Дебрифинг

На этапе дебрифинга подводятся итоги. Тренер собирает отзывы участников, выясняя, что, по их мнению, было полезно, а что неэффективно или излишне. Далее следует обобщение, в котором кратко отмечаются основные идеи, и снова мотивация, побуждающая участников далее самостоятельно и более обстоятельно штудировать материал по заданной теме.

NB! Надо сказать, что это несколько упрощенная схема. На тренингах для тренеров рассматривают более подробную. Чаще всего в блок, посвященный изучению нового, встраиваются мини-блоки: снова обострение проблематизации, собственно изучение, затем оценка и подведение итогов.