Известный московский игротехник Алексей Комаров провел 18-20 апреля сессию «Моделирующих бизнес-игр для компании NewRealGoal. Пользуясь случаем, мы взяли у него интервью. Алексей рассказал, почему деловые игры столь востребованы сейчас, какова их сфера применения и как при помощи игр избежать миллионных потерь.

Алексей, чем вы объясняете растущую популярность деловых игр?

Мы живем в эпоху постмодернизма, который распространяется на все сферы жизни, включая бизнес. Более того, как раз сейчас мы переживаем переломный момент. Старые модерновые конструкции разрушаются, порождая хаос, который является основной характеристикой постмодернизма. Огромное количество акторов вступают в сложные взаимодействия. И единственный способ обуздать этот хаос – игра.

Какие преимущества деловых игр вы бы отметили?

Деловые игры дают возможность сформировать свою собственную позицию. В отличие от них, тренинги личностного роста учат тому, как работать внутри себя, стандартные тренинги дают представление о том, что нужно делать. А деловые игры показывают, как быть эффективным в тех или иных уникальных обстоятельствах. Инструментов, которые дают ответ на вопрос «как?» очень мало. Деловая игра – дин из них. Поэтому она особенно полезна для управленцев.

Правильно ли что игра дает возможность спрогнозировать последствия тех или иных действий?

Это самая ценная особенность деловых игр: возможность протестировать любое бизнес-решение с тем, чтобы затем в реальности избежать рисков, обнаруженных в ходе игрового взаимодействия. Можно запустить новый проект, угрохать на него сотни миллионов долларов, а он провалится. А можно сделать сложную игру, которая бы отражала ту систему, которую ты собираешься внедрить. И посмотреть, что будет происходить. Это дает колоссальное преимущество в принятии решений. 

Печально, что у нас пока такое моделирование применяется в основном в сферах управления оборудованием. Пилоты, прежде чем полететь, отрабатывают свои навыки на тренажере. А тот факт, что неправильные решения могут привести к колоссальным потерям, к этому у нас относятся проще.

Приведите пример применения деловых игр в реальном кейсе?

Самый яркий пример — кейс компании Теле2, ныне одного из крупнейших мобильных операторов России. На тот момент, когда мы начали с ними работать, у них был 1 пиарщик на 17 регионов. Это негативно сказывалось на имидже и на котировках компании. Перед нами стояла задача усилить PR-направление, но при этом оптимизировав ресурсы. Было решено обучить PR внутренних сотрудников, менеджеров разных направлений. Мы разработали двухлетнюю программу, в которой было 70% деловых игр. В результате объем публикаций увеличилось в 10 раз, а бюджеты на публикации уменьшились в 4 раза. То есть эффективность компании выросла в 40 раз.

В каких бизнес-ситуациях деловые игры особенно эффективны, а в каких они не имеют смысла?

Деловая игра особенно полезна в ситуации перехода, неопределенности, в ситуации, когда нужно попробовать нечто новое. Игры хороши для построения системы мотивации, для организации коммуникации. Не нужны деловые игры в двух случаях: первый – когда в компании все процессы отлажены и она нормально функционирует, второй – когда задача имеет локальный функциональный характер.

В каком сейчас состоянии рынок деловых игр в России?

Достаточно долго он был в состоянии младенчества. Но недавно правительство приняло решение о том, что 30% образовательных процессов в высших учебных заведениях должно идти в игровой форме. Это решение спровоцировало волну моды на деловые игры в корпоративном секторе. Если еще пару лет назад руководители компаний на предложение применить игровые технологии смотрели с удивлением, то сейчас наоборот сами ищут игротехников для решения своих задач.