Форсайт корпоративного обучения 2024

Стремительные изменения, которые происходят на сегодняшний день в стране, отражаются и будут отражаться на T&D рынке. Каким будет рынок корпоративного обучение завтра и послезавтра? Мы постарались приоткрыть завесу будущего и построить план действий в условиях происходящих изменений. И в этом нам помог «Форсайт корпоративного обучения в Украине 2024», который провел Андрей Станченко, руководитель T&D Университета NRG, 18 марта в Киеве. Заодно мы показали на практике, что собой представляет форсайтинг как один из методов управления изменениями (от англ. foresight — «взгляд в будущее»; форсайтинг — технология долгосрочного прогнозирования, предвидения).              Древнее китайское проклятье отправляет всех недругов жить в эпоху перемен. Однако там, где большинство испытывает страх и апатию, замирая в нерешительности, — единицы способны совершить настоящий прорыв и достичь успеха. В таких условиях критической способностью как для компании в целом, так и для ее управленцев в частности, становится способность увидеть картинку желаемого будущего, чтобы управлять изменениями. И, пожалуй, первый шаг – это навык предвидения основных тенденций и трендов, которые так или иначе будут влиять на развитие бизнеса.

Кто с нами?

Для проведения форсайт-сессии были приглашены специалисты, которые так или иначе связаны с рынком корпоративного обучения – бизнес-тренеры, HR-руководители и HR-специалисты, руководители и собственники компаний. А также представители профессий, которые не имеют прямого отношения к T&D рынку. Чем больше людей из различных отраслей принимают участие в форсайте, тем более обширную картину будущего можно отследить.

 

 

 Как это было?

Объясняя цель и задачу мероприятия, Андрей Станченко отметил: «Первая ценность форсайта заключается в том, что будущее многовариантно». Форсайт позволяет увидеть разные сценарии и разработать наиболее благоприятный сценарий действий для участников в  развитии будущего. В качестве отправной точки «Форсайта корпоративного обучения в Украине 2024» был взят ПЭСТ-анализ, который включает в себя анализ 4 аспектов:

  • политического;
  • экономического;
  • социального;
  • технологического.

Ведущий форсайт-сессии предложил участникам разделиться на 4 группы. Для этого он использовал необычный параметр – дату рождения участников: так были сформированы зимняя, весенняя, летняя и осенняя группа участников. Каждая из них оценивала один из 4 аспектов, влияющих на корпоративное обучение в настоящем и в будущем.

Участники оценили и обсудили существующие и прогнозируемые тренды. Дискуссии были очень оживленные и увлеченные.

Кроме того, Андрей Станченко представил участникам самые яркие тренды, которые влияют на рынок T&D сегодня и, вполне вероятно, будут влиять завтра. Один из самых ярких трендов, — это переоценка ценностей. В наше время как никогда стала актуальна поговорка: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей \ в смысле -френдов». Мерилом ценности становятся не деньги, а уровень доверия. И, соответственно, социальные сети  стали всемирными сетями доверия. В результате на огромном синем полотне появился своеобразный календарь на ближайшие 10 лет. Андрей Станченко предложил каждой группе участников выделить самые главные события, новые форматы, а также законодательные и технологические нововведения, которые повлияют на рынок корпоративного обучения в 2014 – 2024 гг.

Особое внимание стоит уделить так называемым черным лебедям – событиям, которые не были представлены как тренд, однако в значительной степени повлияли на дальнейшую историю. Ярчайшими примерами «черных лебедей» являются интернет и компьютер. Предугадать их крайне сложно, но не учитывать нельзя.

Взгляд в будущее 

Участники форсайт-сессии выделили наиболее важные тренды современного рынка корпоративного обучения:

  • обучение в стиле «фан»;
  • рост заинтересованности к инновациям в обучении;
  • рост потребности в получении «быстрого» знания;
  • усиление роли электронного и дистанционного обучения;
  • рост и усложнение корпоративных университетов;
  • падение спроса на тренинги традиционных Soft Skills;
  • растущая кооперация и обмен опытом между компаниями;
  • сужение специализации и появление новых профессий;
  • увеличение численности людей с самомотивацией к обучению;
  • увеличение количества L&D people;
  • увеличение доли Blended Learning;
  • повышение роли геймификации;
  • увеличение влияния восточных практик.

Что же, по мнению участников, ожидает украинский рынок корпоративного обучения в ближайшие 10 лет?

Ключевые события 

Уже с конца 2014 года начнет активно формироваться рынок обучения  для «третьего» возраста – пенсионеров. В 2015 — возникнут украинские рамки квалификации согласно европейским форматам, в этом же году будет разнополое обучение. В конце 2016 – начале 2017 года в классификаторе профессий появится «T&D специалист», корпоративные университеты станут отраслевыми, L&D специалисты станут официально сертифицированными. Уже в 2017 году в Украине начнут действовать новые системы выявления талантов – этим будут заниматься уже в детском садике. В 2018 году ликвидируются обязательные требования к государственному диплому. В 2019 году появится четкая формула просчета эффективности обучения. Фриланс станет массовым явлением, так же, как и работа на удаленном доступе. Тогда же появятся европейские стандарты обучения. К 2020 году должны будут появиться новые технологии передачи информации, которые в дальнейшем будут использоваться и на рынке корпоративного обучения. А уже в 2021 могут начать действовать,  так называемые, «виртуальные» законы. В 2022 году прогнозируется появление 5D-тренеров, голограммное воспроизведение спикера, как норма вместо его живого аналога. К 2023 году специалисты научатся управлять мыслью (аж мурашки по коже, правда?) и с помощью чипов мгновенно начнут обучать нужным знаниям. А 2024 год ознаменуется клонированием лучших сотрудников и ликвидацией классической школы. Как бы фантастически не звучали события, ожидаемые нас в следующем десятилетии, участники форсайт-сессии   увидели будущее рынка корпоративного обучения именно таким.

На основании всех озвученных трендов и событий была выведена следующая система координат с четырьмя возможными сценариями развития корпоративного обучения:

 

2 растяжки (полярности) осей:

  • стандартизация против индивидуальности
  • технологичность (акцент на применение в T&D девайсов  и “протезирования” необходимых компетенций за счет внешнего приращивания, большей частью усилиями технологического прогресса) против духовности (в смысле – максимальное раскрытие внутреннего потенциала обучаемого – особенно в связи с реализацией  скрытых возможностей мозга в сфере нейросайнс)

Вы можете посмотреть видео-отчет, чтоб окунутся в атмосферу выявления сценариев, посмотреть своими глазами и прикоснуться к нашей работе. В итоге, сформировать свое представление в 3D формате.

О самих сценариях.

Конвейер

Попадая под влияния четкого регулирования рынка (в случае входа в любой из возможных союзов, в которых Украина не является определяющим и влияющим участником), подходы к обучению сведены к качественно сформулированным стандартам. Соответствие  их определяется официально принятой сертификацией – которая, кстати, может быть не государственного образца, несмотря на обязательность действия на определенной территории, охватывающей более одной страны. Вероятный уровень контроля – межкорпоративная договоренность отраслевого и большего масштабов.

Саентология

Звучит несколько узко,  но четко показывает направление, в котором обучение является наилучшим проводником идеологии – здесь уместны такие термины как корпоративная религия, корпоративный евангелист и проповедник, внутренний гуризм. Такой сценарий достаточно естественен для Украины и может стать конкурентным преимуществом для национального T&D при позиционировании  на глобальном рынке. 

«Корпоративная нирвана»

Сценарий, который снимает запреты использования в корпоративном мире всех подходов направленных на личностное развитие. Организация в прямом смысле развивается не просто за счет развития каждого ее элемента, а за счет полной реализации каждой отдельно взятой  личности сотрудника. Адепт сценария – «корпоративный дзен».

Силиконовая Долина

Обучение развивает сотрудников не только за счет эффективного овладения новыми ЗУН (знания, умения, навыки – прим. автора), но и за счет постоянно усовершенствующихся форм и методов обучения.  Человеческий ресурс этнических украинцев богат на инновативность, но ввиду массовой утечки мозгов в более инвестируемые регионы, вероятность такого сценария возможна в случае создания мощного сетевого глобального объединения украинцев, не теряющих свою национальную идентичность.

Комментарии участников про полезность инструмента

    

   

   

Рапид-интервью с Андреем Станченко

Сегодня тема управления изменениями актуальна как никогда. Насколько это прикладной инструмент, который можно использовать для развития компании?

А.С.: На сегодняшний день мы находимся в эпицентре изменений. С одной стороны, это открывает перед нами ряд возможностей. Наше государство можно сравнить с флешкой, которую отформатировали. Мы можем строить все, что захотим. А с другой, в эпицентре изменений обзор ограничен, и крайне сложно смотреть на ситуацию объективно. Поэтому так важно проводить форсайт-сессии. И приглашать на него много разных участников. Чем больше мнений, тем более объективная ситуация получится в итоге. И, конечно, после форсайт-сессии крайне важно сделать выводы и разработать план дальнейших действий.

Логическим продолжением форсайтинга является создание новой бизнес-модели?

А.С.: Да, сам по себе форсайтинг – это хороший способ «разогнать» мозги. Но без создания бизнес-модели его эффективность для бизнеса ограничена. Форсайт-сессия позволяет взглянуть в будущее, увидеть его многовариантность и оценить перспективы и желаемые сценарии развития компании при таких обстоятельствах. Невозможно описывать  желаемое будущего компании без окружения и контекста, в котором ей придется вести свою деятельность. Форсайт-сессия позволяет не только спрогнозировать, но и договориться о совместном будущем с этим окружением. Затем необходимо осуществить качественный переход от состояния «как есть» – в ситуацию «должно быть». Одной из составляющих этого перехода и является бизнес-моделирование.

В целом же и форсайтинг, и создание бизнес-модели являются лишь частью комплексного понятия «Управление изменениями».

 

Ведущий форсайт-сессии: Андрей Станченко
Два конспекта по книгам Александра Остервальдера: «Построение бизнес-моделей» и «Твоя бизнес-модель» Вы можете получить бесплатно, заполнив форму. Посмотреть описание конспектов и заполнить форму