Прицелиться с умом

Задание «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» – идеальный негатив рационального менеджмента. Оно противоречит всем пяти критериям SMART. Но, к сожалению, встречается не только в сказках. Цели, поставленные руководителями организаций, тоже часто обретают черты сказочного повеления – если не соответствуют изложенным ниже принципам.  

Если цели не достигаются, первый вопрос, который должен задать себе руководитель – а корректны ли эти цели? И хотя ошибки в целеполагании обычно не столь очевидны, как в приведенной цитате из сказки, они все же случаются. Избежать их просто: достаточно проверить их с помощью пяти критериев SMART.

Надо сказать, что каждый из критериев выглядит достаточно простым и очевидным. Может, поэтому этот инструмент часто игнорируют: дескать, это и так понятно. Однако его элементарность обманчива. Просто возьмите за правило всегда держать его под рукой.

Вот эти критерии, сложенные в «умный» акроним SMART:

Specific – точный.

Формулировка цели должна давать предельно точное представление о том, что нужно сделать. Следует избегать общих фраз и размытых понятий, придерживаться конкретики.

Неправильно: оптимизировать работу. Правильно: сократить издержки при транспортировке на 15%

Кроме того, цель должна быть изложена в глагольной форме. Глагол несет в себе побуждение к действию.

Неправильно: эффективное взаимодействие. Правильно: создать и внедрить механизмы эффективного взаимодействия между отделами А и Б

Measurable – измеримый

Результат, которого нужно добиться, должен быть количественно измерим. Измеримость – это критерий, благодаря которому процесс осуществления может быть отслежен и объективно оценен.

Неправильно: снизить затраты. Правильно: добиться снижения затрат на печать на 300 долларов США в месяц.

Измерение результата может производиться тремя способами:

  • В единицах измерения (килограммы, доллары, мегабайты)
  • В процентах
  • Бинарно (да/нет, запущен объект/не запущен объект)

Achievable – достижимый

Цели нужно ставить реально достижимые. Но они должны быть достижимы не легко, а с определенными усилиями. При этом важно, чтобы цель представлялась достижимой не только в глазах руководителя, но и в понимании подчиненного. Последний должен «принять» задачу как выполнимую.

Relevant – соотнесенный

Цель должна соответствовать приоритетам организации и быть соотнесенной с задачами других подразделений и уровней организации.

Time-bound – помещенный в четкие временные рамки

В изложении цели должны присутствовать четкие сроки ее достижения. Кроме того нужно обозначить время промежуточных проверок. Лучше, чтобы достижение цели регулярно контролировалось в ходе выполнения задач. При этом сроки нужно обозначать с точностью до дня.

Неправильно: во втором квартале. Правильно: 12.07.2014

Итак, только цель, способная пройти через пятиуровневый фильтр SMART может претендовать на корректность.

В качестве бонуса приведем список проблем, с которыми чаще всего сталкиваются руководители при постановке и достижении целей.

  1. Показатель достижения цели не имеет четкой единицы измерения
  2. Подмена целей средствами. Поставленная цель не согласуется с глобальными целями компании
  3. Страх разделить ответственность. Сотрудник избегает ответственности за результат, который зависит не только от его подразделения, но и от других.
  4. Невозможность сбора данных или учета информации. Как следствие – невозможность рассчитать показатель, а значит – оценить выполнение.
  5. Возможность для манипуляций. Работник может формально достичь нужных показателей, реально не прилагая к этому усилий и не давая компании никакой ценности.
  6. Избыток однотипных показателей. Система показателей перегружена КПЭ, которые дублируют друг друга.
  7. Настрой на поиск виновных вместо достижения результата.

И помните, что критически важна не сама постановка цели. Согласно известному теоретику и практику лидерства Брайану Трейси только способность немедленно начать действовать, сделать первый шаг в сторону цели делает вас настоящим лидером.

Полное собрание материалов в электронном пособии «Управление изменениями. Обзор методов и инструментов».
Вы можете получить пособие бесплатно, заполнив форму.
Посмотреть описание пособия и заполнить форму