Такой схемы раньше не было
Выбирая операционную систему для работы за компьютером, логично отдать предпочтение лучшей из всех существующих. Но если в компьютерной сфере нет явного лидера, то в коучинге таковой имеется. Речь об интегральной карте AQAL, которая дает коучу инструмент невиданной эффективности, а его клиентам – возможность мощного прорыва в личном и профессиональном развитии. Эта карта эффективно используется во многих сферах, включая развитие руководителей.
Карта AQAL была разработана философом Кеном Уилбером в рамках его знаменитой интегральной теории. Эта теория оказала настолько значительное влияние на самые разнообразные сферы жизни, что Кена прозвали «Эйнштейном человеческого сознания».
Сейчас карта AQAL успешно используется для развития руководителей крупнейших организаций по всему миру. Более того, она вывела развитие руководителей на новый уровень, дав начало так называемому интегральному коучингу.
Дело в том, что эта карта является наиболее информативной и исчерпывающей схемой описания человека из всех существовавших до нее. Она представляет собой квадрат с четырьмя полями, каждое из которых отражает определенное измерение человека, а все вместе они дают исчерпывающую схему человеческой сущности.
В чем же уникальность этой карты? И чем объясняется небывалая эффективность интегрального коучинга, основанного на ней? Оказывается, все старые школы коучинга оперировали лишь одним из секторов, показанными на этой карте. Изредка двумя. И никогда – всеми четырьмя. При этом, как показывает теория Кена Уилбера, если упустить хотя бы один из этих секторов, работа с человеком будет неэффективной. По его образному выражению «Отрежьте один сектор, и остальные истекут кровью».
Между тем, до появления интегральной теории коучи, занимающиеся развитием руководителя, ограничивались (сознательно или неосознанно) одним-двумя секторами, а сам коучинг был скорее интеллектуальной забавой, нежели инструментом реальных преобразований личности.
Ниже схематически показаны наиболее распространенные взгляды на коучинг и теорию развития руководителя, согласно схеме AQAL
Все эти взгляды корректны, но каждый из них, отдельно взятый – ограничен. Например, ошибочно принимать мудрые инсайты на ВЛ-сессии или изобилующее озарениями НЛ-общение как признаки качественных изменений клиента. Все это относится к сфере понимания, но не к сфере действия.
С другой стороны, если развитие руководителя базируется на ВП-секторе, то его основным содержанием будет планирование необходимых действий и выработка полезных навыков. Но при этом игнорируется аспект осознания новых навыков в секторе ВЛ. Здесь нет рефлексии относительно того, почему клиент действует именно так, а не иначе, почему один навык дается легко, а другой с трудом и т.д. Кроме того, клиент может саботировать изменения, если в карту этих изменений не включены сферы общения (НЛ) и систем (НП).
Если развитие руководителя базируется на поле НЛ, клиент чаще всего испытывает глубокую привязанность к коучу, вызванную тем, что наставник как никто другой понимает и поддерживает его. Он очень ценит беседы, полные инсайтов. При этом здесь совершенно отсутствуют характерные для ВП элементы планирования для реальных изменений. Здесь коуч – идеальный собеседник, разделяющий общие с клиентом ценности. Но если вы спросите такого клиента о реальных переменах, он скорее всего ответит очень размыто, в том смысле, что благодаря коучу поменялось вообще все. При этом конкретизировать ему вряд ли удастся.
В случае если в развитии руководителя подход коуча не задействует все четыре поля, клиент может рассчитывать на занимательные беседы, ведущие к прояснению понимания, но это понимание не приведет к реальным изменениям.
Добиваться изменений в поведении без оглядки на то, как это изменение скажется на системах, в которых функционирует индивид (НП) или на сферу межличностных взаимодействий (НЛ) или же на внутренний мир (ВЛ) – значит фактически действовать вслепую, с нулевым или мизерным результатом.
Интегральный коучинг зиждется на том, что для эффективного развития руководителя, существенных и устойчивых позитивных перемен нужно задействовать все поля без исключения. Более того, важно учитывать взаимовлияние секторов, которые не являются обособленными.
Интегральный подход действует на всех мыслимых уровнях: вызывает важнейшие инсайты (ВЛ) через общение (НЛ). При этом понимание адаптируется к системам (НП), а реальные действия, в которых отрабатываются обретенные способности (ВП), углубляет это понимание. Как показывает практика, такой подход дает впечатляющие результаты за короткое время.