Как рассказать подчиненным о переменах

Важнейшая часть тренинга руководителя

Для большинства сотрудников изменения в компании – процесс болезненный и пугающий. Страх утратить теперешнюю стабильность, пускай и неудовлетворительную, зачастую намного сильнее возможности получить светлое, но негарантированное будущее. И от руководителя требуется недюжинное искусство, чтобы убедить в необходимости перемен. Поэтому на тренингах руководителя большое внимание уделяется коммуникациям изменений. Вашему вниманию сжатое руководство по эффективному сообщению о переменах.
Любое будущее призрачно по сравнению с настоящим. Это аксиома. Настоящее осязаемо, знакомо и привычно. Будущее многовариантно, а страх неизвестного, как известно (простите за каламбур) – главный из страхов. Поэтому одна из ключевых задач любого тренинга руководителя – научить устранять страх перед будущим, делая картину будущего в умах сотрудников максимально осязаемой (или, по крайней мере, создав иллюзию осязаемости). Осязаемой и, разумеется, привлекательной.

Однако какой бы яркой, убедительной и захватывающей ни была картина будущего, этого мало для того, чтобы вызвать у сотрудников желание перемен. Одновременно нужно подчеркнуть неудовлетворительность теперешнего и, опять же в ярких красках, объяснить, какие негативные последствия ждут всех, если изменения не произойдут.
Таким образом, главной установкой при коммуникации изменений должен стать яркий контраст между угрожающим теперешним положением дел и радужным завтра, к которому приведут перемены.
Вот какие шаги позволят максимально усилить этот контраст:
— отбросив детали, упростить отличия будущего от теперешнего
— используя принцип Парето, выделить 20% самых ярких, ключевых преимуществ перемен
— усилить (или даже преувеличить) различия между теперешним и тем будущим, которое наступит в результате перемен
— использовать яркие образы теперешнего и будущего
Прежде чем перейти к алгоритмам сообщения о переменах, обратите внимание на 4 ключевых элемента, на которых зиждется такое сообщение.

  • Цели. Для чего нужны перемены
  • Перспектива. Что конкретно произойдет, когда изменения произойдут
  • План. Пошаговое описание достижения цели
  • Участие. Что может сделать каждый из сотрудников для реализации изменений.
  • А вот и более подробный алгоритм удачного сообщения об изменениях:
    1. Вступление
    — представьтесь
    — укажите цель выступления
    — укажите, уместно ли будет прерывать вас вопросами, или вопросы принимаются в конце
    2. Опишите текущую ситуацию, воздержавшись пока от оценок. Покажите хорошее знание реалий.
    3. Опишите сложности, к которым привело текущее положение дел.
    4. Обоснуйте необходимость перемен. Сконцентрируйтесь на их объективных предпосылках.
    5. Назовите главные цели перемен, делая упор на ключевые.
    6. Расскажите о том, что конкретно поменяется.
    7. Остановитесь на том, что произойдет с организацией и работниками, если перемены не наступят. Опишите вероятные печальные последствия, приведите примеры прочих организаций.
    8. Предложите слушателям выбор из нескольких вариантов преодоления трудностей. Расскажите, как эти варианты будут устранять описанные проблемы.
    9. Расскажите о том, каковы положительные последствия изменений для компании.
    10. Обязательно остановитесь на последствиях для сотрудников, исходя из интересов конкретных работников
    11. Что именно, как именно, за какое вознаграждение будут делать работники конкретных подразделений. Если вы не обладаете пока такими данными, скажите, когда они появятся. И огласите их так скоро, как это возможно
    12. Как компания будет поддерживать сотрудников в период перемен
    13. Выразите личную готовность к изменениям, а также уверенность в переменам к лучшему.
    14. Послесловие
    — краткое изложение ключевых тезисов
    — сжатый повтор рекомендаций
    — лаконичное изложение ближайших шагов
    — благодарность за внимание
    С таким или подобным планом выступления знакомят участников большинства тренингов руководителей. При это часто упускают, что планируя ознакомить персонал с грядущими изменениями, важно учесть некоторые организационные условия, без которых сообщение будет неэффективным.

    Убедитесь, что каждый работник напрямую узнает об изменениях от менеджера высшего звена. Что он будет иметь возможность высказать свое видение происходящего, а главное – будет иметь возможность пообщаться со своим непосредственным начальником с глазу на глаз и получить от него все необходимые разъяснения. Важно, чтобы все сотрудники как можно быстрее получили письменную инструкцию относительно того, что именно и когда предстоит осуществить. А также информацию о критериях оценки его работы.

    Во время осуществления изменений крайне важно продолжать общение с сотрудниками. На тренингах руководителей обязательно подчеркивается, что приостановка коммуникации во время изменений – одна из самых распространенных организационных ошибок.

    Здесь важно не скрывать непростой ход изменений, не забывая, конечно, о позитивных сдвигах.

    Приводите в пример тех, кто уже показал положительные результаты. Эти истории вселят веру в остальных.

    Убедите в необходимости выбранного способа проведения изменений.

    Обращайтесь к сотрудникам регулярно. Используйте любой повод, чтобы укрепить дух коллектива.

    Представьте работника, ответственного за перемены, вашим сотрудникам. Организуйте доступ к нему.

    Важно оглашать грядущие изменения как можно оперативнее. Информация о них в любом случае просочится. И если вы не хотите превратного их толкования, позаботьтесь о своевременном информировании.

    Не забывайте об успокаивающем воздействии «мантр». Повторяйте ключевые фразы почаще – и тревога со временем улетучится.