Какой древний концепт учат в современной школе тренеров

В китайском буддизме «драгоценную жемчужину», символизирующую истину, изображают в форме спирали. Дело в том, что познание с древнейших времен представляется, как спиралевидный процесс. Эту же истину в свое время осознал Дэвид Коул, создавший знаменитую модель цикла обучения. Теперь и в наших школах тренеров можно познать древний концепт, хорошо применимый в современных бизнес-реалиях. «Тренерский факультет» Марка Кукушкина представляет: модель Колба в применении к созданию тренингов.

О том, что бизнес-тренинг должен включать в себя теорию и практику, с упором на второе, известно всем. Точнее будет сказать, что обретение знаний и навыков происходит по спирали, в которой теория и практика чередуются. Еще точнее – этот процесс четырехступенчатый. Каждая ступень в нем всем хорошо известна. Но именно Коулу удалось впервые объединить их в одну стройную модель. Теперь вместо туманных буддийских символов мы имеем ясную схему, которой обучают во всех хороших школах тренеров и которая дает нам два важных преимущества:
1. Ясное понимание циклов обучения
2. Умение найти подход к любому из четырех видов обучающихся.

Модель психолога Дэвида Колба можно отнести к хрестоматийным концептам теории познания. Она давно доказала свою эффективность в применении к процессам образования. Она вполне применима и к бизнес-тренингам. Причем, как минимум, в двух плоскостях: в правильном построении тренинга и в классификации участников тренинга. Неудивительно, что лучшие школы тренеров ввели знакомство с ней в обязательную программу.

Эта модель состоит их четырех ступеней обучения: «опыта», «рефлексии», «идей» и «действий»
111

Здесь приобретенный ранее опыт дает материал для рефлексии. Рефлексия оформляется в идеи, которые придают новое значение действиям. В действиях обретается новый опыт. И так далее по спирали.
Колб утверждает, что для полноценного научения, необходимо проходить все четыре ступени, но при этом важно учитывать, что у всех людей есть склонность к одной, доминирующей паре ступеней. Поэтому выделяют четыре типа учеников.

1. Активист

Для этого типа характерна пара опыт-действия. Он склонен добывать знания исходя из личного опыта, в основном путем проб и ошибок. Такие ученики избегают глубокого исследования, они скорее поспешат начать действовать. Заставить их изучать теорию – дело непростое.

2. Мыслитель

Здесь доминирует связь опыт-рефлексия. Этот тип, как и первый, предпочитает познавать, исходя из личного опыта. Однако он не торопится проверять на практике свои знания. Ему для начала нужно хорошо разобраться в предмете. Он может это делать двумя способами: задавая вопросы и погружаясь в размышления.

3. Теоретик

Теоретик зациклен на связке идеи-рефлексия. Как несложно догадаться, ему ничто не приносит такого удовлетворения, как глубокое исследование. Он привык работать с данными самостоятельно, постоянно разбирая их по полочкам и снова собирая. Он способен на создание красивой концепции, но о связи ее с практикой будет думать в последнюю очередь.

4. Прагматик

Этот тип объединяет в себе идеи и действия. Хорошо усваивая теорию, он большое значение придает ее применению в реальности. Он не углубляется чрезмерно в исследования, усваивая ровно столько теории, сколько необходимо для решения текущих вопросов. И сразу же закрепляет знания, применяя их в действии.

В школе тренеров «Тренерский факультет» Марка Кукушкина учат определять представителей этих типов. А также тому, какой подход лучше применить к каждому.

Активиста легко распознать по равнодушию к теориям. Он будет забрасывать вас вопросами, не притронувшись к раздаточным материалам, и с большим удовольствием выполнять практические упражнения. Ему бессмысленно давать изучить теорию. Проще показать на пальцах, дать руководство к действию. При этом он хороший исполнитель, не распыляющийся на ненужные вопросы.

Задающий вопросы, но неохотно переходящий к практике – это мыслитель. Его преимущество – умение обрабатывать информацию, сопоставляя с тем, что ему уже известно. Таких людей придется постоянно подталкивать к действиям.

Внимательно, в деталях изучающий теорию, задающий множество уточняющих вопросов – это теоретик. Он как никто способен глубоко взглянуть на вещи. Их непросто в чем-либо убедить. Лучше дать им источники для самостоятельного штудирования.

Практик станет требовать реальных подтверждений теории – жизненных примеров, кейсов и т.п. Главный вопрос, который определяет их стилю обучения – «Зачем это нужно?».

В школе тренеров «Тренерский факультет» Марка Кукушкина делается акцент на том, что, понимая тип аудитории, проще построить работу в группе, сделав процесс обучения максимально эффективным и полезным.