06 марта 2020 на берег последним вышел капитан круизного лайнера Diamond Princess, который рассчитан на на 3700 человек. Лайнер с пассажирами прошел двухнедельный каранти вспышки COVID-19. Более 700 человек получили положительный результат теста. Панику на корабле предотвратили благодаря капитану Джеранно Арма, который получил прозвище «бесстрашный». Он смог в критических условиях стать опорой для пассажиров и команды, проявив лидерство через поддержку, совладение и спокойствие.
Так как сейчас многие лидеры сталкиваются с неопределенностью и кризисом, вызванным COVID-19, команда Hogan решила проанализировать свои знания об организационных кризисах в несколько десятилетий и вывести закономерности—что делает лидера наиболее эффективным во время кризиса и неопределенности.
Кризис как данность
Каждая организация сталкивается с высоким уровнем неопределенности и кризисами в какой-то момент. Хотя ситуация с COVID-19 является беспрецедентной, мы и без нее уже давно работаем в VUCA мире (изменчивом, неопределённом, сложном, неоднозначном).
Успех организации в кризисе зависит от действий ее руководителя. Эффективные лидеры принимают решения быстро, часто основываясь на ограниченной информации. Они служат объединяющей силой и дают верные ориентиры, создают новое виденье.
Компании с лучшими лидерами – это те, которые становятся первыми после кризиса. Возникает вопрос: Какие навыки и личные характеристики наиболее важны для лидера, чтобы преодолеть кризис?
На этот вопрос могут дать ответ многие. Разница в том, что команда Hogan изучает эффективность личности в бизнесе около 40 лет систематически.
Эти ссследования показывают, что эффективный лидер в кризисной ситуации действует, как Джеранно Арма: он остается спокойным, берет на себя ответственность и уверенно принимает критически важные решения.
С таким поведением связаны две характеристики личностного опросника Хоган HPI: адаптация и амбициозность.
В кризис сотрудники ожидают советов от руководителей о том, как им действовать.
Когда руководитель начинает паниковать и сомневаться в своих действиях, сотрудники перенимают состояние паники и начинается хаос. Лидеры с высокой адаптацией и амбициозностью быстро приспосабливаются к изменениям, регулярно общаются с сотрудниками, чтоб их поддержать и направить на нужные действия.
Кроме этого, каждый кризис сопровождается повышенным стрессом. Даже если внешне лидер остается спокойным, то внутри он чувствует психологическое давление. Исследования показывают, что в состоянии стресса люди могут перестать вести себя обычным способом и начать проявлять личностные деструкторы, которые препятствуют эффективным решениям.
При встрече с кризисом люди обычно реагируют одним из способов:
- Движение от — избегание проблемы (сам в себе)
- Движение против — конфронтация – борьба с теми, кто, как кажется человеку, вызывает проблему (конфронтация)
- Движение через – демонстрируя микроменеджмент (сотрудничество)
Все эти сценарии неэффективны. Но есть ещё один, самый опасный — избегание проблемы. Основные тактики этого сценария:
- Отрицание наличия проблемы.
- Притворство, что проблема раздута.
- Отказ от решения проблемы.
Исследования показывают, что эффективные лидеры во время кризисов проявляют следующие качества и стратегии:
- Проявляют сочувствие и оказывают поддержку
- Снижают уровень беспокойства и создают виденье
- Остаются честными с собой и другими
- Принимают активные действия по смягчению последствий
- Остаются открытыми для новых идей
- Поддерживают доверие в команде
- Заботятся о потребностях сотрудников, клиентов и партнеров
- Остаются вовлеченными
- Общаются открыто и прозрачно
- Следуют своему слову
Задача лидера быть некоторым клеем, который помогает объединять команду.
Исследования показали, что у лидеров, эффективно справляющихся с кризисами, высокие баллы по следующим шкалам тестов Hogan: «Межличностная восприимчивость», «Альтруизм» и «Причастность» и достаточно низкие балы по шкале «Безопасность», что помогает действовать без высоких гарантий на успех.
Кризис неизбежен и лучший способ справиться с ним — это иметь лидеров, которые могут вести за собой команду в таких условиях.
Исследования личности и лидерства Hogan показывают, что наиболее эффективные лидеры уравновешены, оптимистичны, амбициозны, реалистичны в отношении проблем, настойчиво преодолевают трудности и имеют высокий уровень эмоциональных компетенций, чтоб поддерживать и заботится о своих сотрудниках.
Сейчас может быть трудно увидеть радужные перспективы, но у организаций с такими лидерами блестящее будущее.
Вы можете больше узнать об оценке лидеров по методологии Hogan у наших экспертов в компании NewRealGoal
Источник: Hogan Assessment, авторы Chase Borden, Kimberly Nei, и Ryne Sherman;
Адаптация для наших читателей: Наталия Шеремета, руководитель направления Hogan Assessments NewRealGoal, сертифицированный Hogan Консультант.