Ключевые навыки лидеров во время кризиса [на основании исследований Hogan]

06 марта 2020 на берег последним вышел капитан круизного лайнера Diamond Princess, который рассчитан на на 3700 человек. Лайнер с пассажирами прошел двухнедельный каранти вспышки COVID-19. Более 700 человек получили положительный результат теста. Панику на корабле предотвратили благодаря капитану Джеранно Арма, который получил прозвище «бесстрашный». Он смог в критических условиях стать опорой для пассажиров и команды, проявив лидерство через поддержку, совладение и спокойствие. 

Так как сейчас многие лидеры сталкиваются с неопределенностью и кризисом, вызванным COVID-19, команда Hogan решила проанализировать свои знания об организационных кризисах в несколько десятилетий и вывести закономерности—что делает лидера наиболее эффективным во время кризиса и неопределенности.  

Кризис как данность

Каждая организация сталкивается с высоким уровнем неопределенности и кризисами в какой-то момент. Хотя ситуация с COVID-19 является беспрецедентной, мы и без нее уже давно работаем в VUCA мире (изменчивом, неопределённом, сложном, неоднозначном). 

Успех организации в кризисе зависит от действий ее руководителя. Эффективные лидеры принимают решения быстро, часто основываясь на ограниченной информации. Они служат объединяющей силой и дают верные ориентиры, создают новое виденье.

Компании с лучшими лидерами – это те, которые становятся первыми после кризиса. Возникает вопрос: Какие навыки и личные характеристики наиболее важны для лидера, чтобы преодолеть кризис? 

 На этот вопрос могут дать ответ многие. Разница в том, что команда Hogan изучает эффективность личности в бизнесе около 40 лет систематически. 

Эти ссследования показывают, что эффективный лидер в кризисной ситуации действует, как Джеранно Арма: он остается спокойным, берет на себя ответственность и уверенно принимает критически важные решения. 

С таким поведением связаны две характеристики личностного опросника Хоган HPI: адаптация и амбициозность

В кризис сотрудники ожидают советов от руководителей о том, как им действовать. 

Когда руководитель начинает паниковать и сомневаться в своих действиях, сотрудники перенимают состояние паники и начинается хаос. Лидеры с высокой адаптацией и амбициозностью быстро приспосабливаются к изменениям, регулярно общаются с сотрудниками, чтоб их поддержать и направить на нужные действия.

Кроме этого, каждый кризис сопровождается повышенным стрессом. Даже если внешне лидер остается спокойным, то внутри он чувствует психологическое давление. Исследования показывают, что в состоянии стресса люди могут перестать вести себя обычным способом и начать проявлять личностные деструкторы, которые препятствуют эффективным решениям.

При встрече с кризисом люди обычно реагируют одним из способов: 

  1. Движение от — избегание проблемы (сам в себе
  2. Движение против — конфронтация – борьба с теми, кто, как кажется человеку, вызывает проблему (конфронтация
  3. Движение через – демонстрируя микроменеджмент (сотрудничество

Все эти сценарии неэффективны. Но есть ещё один, самый опасный — избегание проблемы. Основные тактики этого сценария:

  • Отрицание наличия проблемы.
  • Притворство, что проблема раздута.
  • Отказ от решения проблемы.

Исследования показывают, что эффективные лидеры во время кризисов проявляют следующие качества и стратегии: 

  1. Проявляют сочувствие и оказывают поддержку 
  2. Снижают уровень беспокойства и создают виденье 
  3. Остаются честными с собой и другими 
  4. Принимают активные действия по смягчению последствий
  5. Остаются открытыми для новых идей
  6. Поддерживают доверие в команде
  7. Заботятся о потребностях сотрудников, клиентов и партнеров 
  8. Остаются вовлеченными 
  9. Общаются открыто и прозрачно
  10. Следуют своему слову

Задача лидера быть некоторым клеем, который помогает объединять команду.

Исследования показали, что у лидеров, эффективно справляющихся с кризисами, высокие баллы по следующим шкалам тестов Hogan: «Межличностная восприимчивость», «Альтруизм» и «Причастность» и достаточно низкие балы по шкале «Безопасность», что помогает действовать без высоких гарантий на успех. 

Кризис неизбежен и лучший способ справиться с ним — это иметь лидеров, которые могут вести за собой команду в таких условиях. 

Исследования личности и лидерства Hogan показывают, что наиболее эффективные лидеры уравновешены, оптимистичны, амбициозны, реалистичны в отношении проблем, настойчиво преодолевают трудности и имеют высокий уровень эмоциональных компетенций, чтоб поддерживать и заботится о своих сотрудниках. 

Сейчас может быть трудно увидеть радужные перспективы, но у организаций с такими лидерами блестящее будущее. 

Вы можете больше узнать об оценке лидеров по методологии Hogan у наших экспертов в компании NewRealGoal

Источник: Hogan Assessment, авторы Chase Borden, Kimberly Nei, и Ryne Sherman

Адаптация для наших читателей: Наталия Шеремета, руководитель направления Hogan Assessments NewRealGoal, сертифицированный Hogan Консультант.