Принципы бережливости Lean в производственной и непроизводственной сферах
В условиях жесткой конкуренции и необходимости постоянных изменений возникает потребность в максимально эффективном использовании активов организации. Многие компании в сегодняшних условиях задаются вопросами:
- Как в условиях сокращения расходов развивать компанию?
- Есть ли возможность сохранить рабочие места?
- Где брать ресурсы для создания новой продукции?
- Как удовлетворять потребности клиентов без повышения затрат?
- Как снизить цену на товары или услуги без экономии на качестве?
Ответом на подобные вызовы является внедрение в организации принципов бережливости Lean. Родоначальником этой концепции является компания Toyota, которая в годы после Второй мировой войны столкнулась с необходимостью выживать на рынке страны, потерпевшей поражение. В течение 50 лет, ничтожного для масштабов истории мгновения, внедрив принципы бережливости на всех предприятиях, компания поднялась с задворок нищеты на вершину финансового успеха, обогнав по объемам продаж могущественных атлантов машиностроения:
Источник: Global Insight (июль,2007); Datastream
Lean–методология как концепция управления позволяет находить ресурсы для развития компании без привлечения дополнительных инвестиций. За счет использования принципов бережливого управления, основанных на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь, осуществляется постоянное улучшение бизнес-процессов компаний для удовлетворения потребностей клиентов. Методы Lean позволяют минимизировать затраты труда, сократить сроки создания новой продукции/услуги, потребителю гарантируется своевременная доставка продукции или оказание услуги, соблюдается предоставление высокого качества по минимальной стоимости.
Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника, благодаря системной трансформации достигаются поразительные результаты, как это случилось в компании Toyotа.
Если изначально Lean применяли в производственных отраслях, то сейчас концепция вышла за границы предприятий, охватывает и сферу торговли, и сферу обслуживания, используется для повышения эффективности в коммунальном хозяйстве, в сфере охраны здоровья, в государственном секторе и т.д.
Основные «враги» эффективности, на борьбу с которыми направлена Lean-концепция:
Отсутствие гибкости (яп. mura) – это неспособность оперативными темпами и действенно реагировать на изменения в потребностях клиента, неэластичность бизнес-процессов. Ликвидируя данного врага, сокращаем затраты на хранение избыточного товара и избегаем формирования дефицита для клиентов.
Волатильность (яп. muri) – это отклонение от установленного стандарта. При устранении отклонений обеспечивается стабильность процесса. В результате уменьшаются затраты и повышается качество.
Потери (яп. muda) – это использование ресурсов, превышающее требуемые для удовлетворения потребностей клиентов. Сокращая потери, уменьшаются затраты на производство товара или оказание услуги. На сегодня выделяют 8 видов потерь, которые будут рассмотрены в мастер-классе.
Компании, применившие системную трансформацию согласно принципам бережливости Lean, достигают поразительных результатов:
- Клиенты удовлетворены, поскольку своевременно получают качественные товары или услуги высокого качества, в соответствии со своими потребностями, по выгодным ценам.
- Сотрудники компании обеспечены работой, которая справедливо оценивается.
- Компания снижает затраты, получает ресурсы для развития, гибко реагирует на запросы рынка, обеспечивая себе долгосрочное процветание.
Автор: Ирина Литвин Google