За кулисами лидерства компаний США [Секреты гигантов Кремниевой долины]

За кулисами лидерства компаний США [Секреты гигантов Кремниевой долины]

В мае Андрей Станченко посетил 7 компаний в Кремниевой долине, которые известны во всём мире своими достижениями. В каждой компании он провёл исследование, чтобы понять особенности работы руководителей, процессов и сотрудников.

Всё самое полезное мы собрали в этой публикации. Приглашаем вас в это путешествие вместе с нами.

Слово Андрею Станченко.

Визит в компанию Tesla

Тесла

Миссия компании:

Accelerate the worlds transition to sustainable energy
Ускорить переход миров к устойчивой энергетике

Это точно отражается в бизнес-модели. Компания работает с технологией сохранения энергии, а автомобиль использует, как один из способов монетизации. А не наоборот, как было в традиционном автопроме, где источник энергии был средством, а не целью.

Страшилки 4 технологической революции уже сбываются:

Робот (автопилот) ВРЕМЕННО отказался возвращать водителю власть!

Численность 10 тысяч сотрудников не сокращается при росте автоматизации. Это происходит только при условии роста производства и продаж. Сейчас Tesla производит 244 000 автомобилей в год.

Скорость технологий искажает восприятие времени. Привычная модель Tesla S появилась только 6-7 лет назад, а доступная Model 3 — 2 года назад. Молодые учат старших даже на тест–драйве.

Техника безопасности на заводе соревнуется сама с собой — текущий рекорд 392 дня без малейших инцидентов. Роботы забрали на себя самое опасное. Человек пока имеет приоритет только при установке мотора. И это на территории 3 млн квадратных футов.

Tesla жаждет конкуренции для роста рынка.

Надо видеть, что делает самый большой пресс и с алюминием и сталью (на Model 3 установлен стальной кузов) и как нежно гигантский робот в стиле фильма «Трансформеры» перекладывает Теслочки с одной ленты на другую.

От быстрого старта при тест-драйве немного подташнивает.

Тесла хорошо сочетается с джазом. Попомните мои слова:

Сочетание Tesla-Jazz еще выстрелит.

За кулисами NETFLIX

Нетфликс

Мы в NETFLIX, который можно любить хотя бы за Карточный домик и Черное зеркало. NETFLIX, который на старте хотел убить кинотеатры, а теперь хочет остаться единственным развлечением для человека.

Именно от этой компании самые большие ожидания по отзывам, которые я получал перед поездкой. А все потому что в этой компании уникальная корпоративная культура.

NETFLIX — Противоречивая и взрывающая мозг компания.

5 000 тысяч сотрудников, которых не контролируют.

Основной принцип, по которому принимаются решения:

Действуй в интересах компании. Если ты можешь это обосновать — нет проблем. Не можешь — увольняют легко.

Две ценности сформулированы в виде полярности: Свобода и ответственность. Классика в стиле Коллинза.

Пример стратегии закупок. На примере автоматизации создания постеров для фильмов, которая бьёт не по своим сотрудникам, а уменьшает закупку этих массовых сервисов у вендоров — снижая расходы, повышает эффективность.

А постеры у них уже, как и фильмы, полисценарные. Поэтому их много. При драматической комедии одному клиенту покажут драматический постер, другому — комедийный. Все исходя из даты, когда ты ставишь просмотр на паузу. Так что…

Телик смотрит на тебя не меньше, чем ты на него

Каждый день у NETFLIX летает свой самолёт-маршрутка на 8 человек во второй офис в Лос-Анджелес! Вспомнил, в Кривом Роге так было в хорошие времена индустриальных компаний.

Основная функция менеджера: Понять задачу самому и передавать остальным направление — куда двигаться и зачем. Дать смыслы.

В компании нет процессов и дедлайнов, но для оцифровки результата есть 2 метрики:

Количество подписчиков

Время, проведённое подписчиком в NETFLIX

Менеджер — руководитель, который работает в обратную сторону. Он спрашивает, что ты делаешь, а не говорит тебе что нужно делать.

Менеджер полностью перестаёт быть техническим специалистом.

ПОЛНОСТЬЮ!

О коммуникациях

Руководитель менеджерит не подчинённых, а кросс-взаимодействие.

Фото ниже об этом:

Микроамфитеатры для круглых столов в стиле короля Артура.

А в туалетах предоставлены все способы улучшения запаха изо рта.

Моя рефлексия

Причина, почему NETFLIX именно такой, связана с их подходом к набору сотрудников. Они нанимают только уже опытных кандидатов, которые не приемлют контроль.

Поэтому NETFLIX и самый плоский среди плоских компаний. Они нанимают ни джунов, ни мидлов, а только сеньоров.

Если вы откатали рекрутинг новичков и их внутреннее развитие — эта модель чужая для вас.

Внутри говорят, что эту культуру заложила Патти Маккорд, бывший директор по персоналу NETFLIX, а не отцы-основатели.

У меня есть уже три примера результативности «Шерше ля фам» в Кремниевой долине.

Но об этом в следующий раз…

Вопросы о NETFLIX от читателей из Фейсбука

Ирина Павленко

Как построено обучение в Компании?

Берут только опытных. Так что обучение действием.

Юлия Безбах

Можно подробнее о коммуникации внутри компании?

Коммуникации переведены максимально на личностный уровень. Если есть репутация, что кто-то что-то хорошо делает — звонят ему. Спец или останавливает машину и помогает или может до дома успеть доехать). Бизнес авральный.

Inna Styupan.

Андрей, а как мотивация выглядит, из чего состоит?

Очень интересная.

Неформально поощряет хождение по собеседованиям в другие компании.

Приноси оффер от других и чаще всего тебе его перекроют, а не проси повышение внутри! Я задумался о многовекторности мотивационного приёма).

Это обратная связь от рынка о себе, по сути.

Александр Самойлов

Андрей, и при такой демократичной модели, почему решает один человек, а не какой-нить совет или комитет?!

PS. Мне, как психологу, крайне интересно, куда они девают ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР. Это же не супер идеальные люди и у них есть свои слабости (особо помятую про некоторые моменты воспитания и формирования картины мира в такой мультикультурной реальности)?

Противоречивые, но отзывы сотрудников позитивные) что-то есть не на поверхности…

В гостях у Samsung

Самсунг

Новый слоган Samsung:

«Collaborate, Innovate, Grow»

Сотрудничество, инновации, рост

Слоган демонстрирует и ценности, и миссию глобальной компании №1 в нескольких категориях.

Обратите внимание на расставленные приоритеты:

Взаимодействие для инноваций, которые ведут к росту.

Короткое видение своего будущего — Samsung@first. Это одновременно и адрес их офиса в Кремниевой долине на первой северной улице (North First Street) в Сан Хосе.

Это напомнило мне о корейском чувстве юмора:

Samsung выплатил Apple компенсацию 1 млрд долларов за незаконное копирование технологий 5-ти центовыми монетами.

Очень показательно будет для компаний, которые намеренно или нет попадают в новую чужеродную для себя среду.

Офис Самсунг называется Samsung Siiconductor. Выполнен в виде кольца из полупроводников.

Самсунг

Это намёк на стратегию полной победы — корейцы хотят быть единственными, у кого есть своя и система и все компоненты!

Мало кто знает, что Samsung своим корневым бизнесом считает память, благодаря которой Apple является для них не только конкурентом, а и клиентом.

Вместе они готовы дружить против китайцев.

Пример. Коллега забыла зарядку от своего Huawei — найти ей замену в Сан-Франциско и долине было невозможно — таких смартфонов в местной реальности просто нет.

Прорывом своего стеклянного потолка, которого в здании офиса символично нет, корейцы считают новую культуру. Поэтому ловят в далёкой для них по ценностям Долине свежую кровь и привозят корейцев, чтобы их культурные мутации в Долине возвращать потом домой в Азию.

Так сказал их вице-президент по Digital medicine.

Все складно, но волейбольная площадка на футбольной траве подсказала мне, что мутации у них пока возможны чаще из-за неправильного копирования

Самсунг

Для трансформации культуры важно изменение пространства, но на этом этапе видна пока только внешняя имитация.

Думаю, прогресс будет стремительный. Корейцы — самая многочисленная делегация иностранцев на АTD, поэтому — рулить будет GlobalisAsian.

В LinkedIn и Workday

Два лидера среди платформ для HR. Внешняя — LinkedIn. Внутренняя — Workday, менее знакомая нам в СНГ, но очень популярная на западе. Две разные и одновременно похожие компаний!

В чем сходство?

Обе компании в рейтинге лучших работодателей. В отличие от Shirty culture of Amazon и Uber, в которых просто больше платят за возможные культурные неудобства. Причинами неприятных культур называют быстрый рост и эмоциональность первых лиц. LinkedIn и Workday — няшки.

В компаниях есть список благ, который стал для сотрудников гигиеническим списком — еды, фитнеса, великов, игр, массажа, mindfulness комнаты, спец условий для мам и конфеток Alter Eсo.

Кроме этого, явно работает вклад вице-президента LinkedIn Фреда Кофмана в придании смыслов сотрудникам. Его книга Сознательный бизнес даёт простую добротную балансную модель управления личными смыслами:

Отношения — метрики компании — личные цели.

Причём, отношения первичны, две остальные грани треугольника прибудут.

LinkedIn лоцируется в SunnyVale, Workday — в Pleasanton. Обратите внимание на оба названия местностей.

В чем различия?

Миссия LinkedIn:

Create economic opportunity for every miber of the global workforce

Трактуется очень прагматично и по-лидерски амбициозно: ДЛЯ КАЖДОГО.

В ценностях Workday одна бросается в глаза

Fun

Это отражает ландшафный дизайн кампуса, который мне напомнил больше турецкий отель с пляжным волейболом, площадкой для боччи и кафешками.

linkdin

Workday устойчиво пилит В2B продукт и возможность интегрировать его с другими CRM. Почти все компании в Долине — лояльные клиенты Workday (начиная с той же TESLA) и, в принципе, их было бы достаточно.

LinkedIn получил развивающую обратную связь от рынка, что его воспринимают только развёрнутым на белых воротничков и с фокусированными продажами на корпорантов. Поэтому готовится серьёзный разворот в сторону простых людей.

Здесь я видел огромный постер с ковбоем, который утверждает, что LinkedIn у него в крови.

Два новых продукта отражают этот разворот: волонтёрская платформа менторов для запросов карьерного скачка без гонораров и платформа для получения заказов фрилансеров всех мастей, в том числе синих воротничков.

Прямая речь от наших земляков, залетевших в обе компании:

«В компании не первый год, но до сих пор не могу понять, чем многие сотрудники занимаются и про что их роли».

«Мы становимся здесь другими — эдакими Долинными мутантами, которые отличаются от мира, где все по-другому»

Залетели в Hyperloop

Hyperloop

Если Hyperloop покажет безопасность трубы в океане — удар может быть нанесён по рынку авиаперевозок из-за экологичности и стоимости. Захлестнёт голубой океан 5-го вида транспорта.

В отличие от Hyperloop компания One Ричарда Бренсона, которая хочет производить все компоненты проекта, бизнес Илона Маска является интегратором по бизнес модели. Это лицензионная компания, которая объединяет несколько технологий четвертой технологической революции воедино в реализации миссии транспорта на sustainable энергии.

Оказалось, что поставщиков в этой модели по определению нет — одни партнёры. Основные сейчас в Европе, где особенно востребовано сообщение между городами. Сами испытания идут в Тулузе, но первый запуск состоится в Абу Даби на 10 км за большие деньги, но не ради конкретного маршрута, а для понтов предстоящего там ЭКСПО 2020, которая продлится полгода.

Помимо трубы и капсул, важными элементами являются:

Трек (он все-таки пока из алюминия);
Вакуум от лидера рынка Leybold;
Фирменная sustainable батарея;
Дополненная реальность.

Hyperloop

Электричество практически не используется, всё решают магниты.

Капсулы делаются из вибраниума. Это удар по рынку металлов. Вибраниум — smart-композит, из которого был сделан щит Капитана Америка. Оказалось, что этот бренд никто вовремя не зарегистрировал и теперь это часть комиксов Илона Маска.

Постояли у ворот Space X

Spasex

Седьмая компания стажировки в Silicon Valley & LA-2019 — манящая и закрытая Space X.

К сожалению, стратегический федеральный объект не допускает пока посещение иностранцами.

Но все течёт, все меняется. Будет повод вернуться сюда вновь.

В завершение своего путешествия Андрей Станченко записал итоговое видео с впечатлениями и выводами. Смотрите, чтобы знать, что нужно делать, чтобы привести бизнес к успеху.