Концепция Felt Leadership прославила компанию «DuPont» в области безопасности производства. «DuPont» является образцом по показателям безопасности. В компании считают, что «Заботливое руководство» — это важный компонент для развития позитивной культуры безопасности. Концепция Felt Leadership определяется как «уважение через действия для благосостояния людей». Главная ее цель — повышение эффективности руководства людьми в организациях.
Идея «Заботливого руководства» состоит из двух компонентов:
- видимое поведение руководства;
- поведение, которое показывает заботу о благополучии людей.
«Заботливое руководство» может быть продемонстрировано любым руководителем на любом уровне организации. Однако топ-менеджерам из-за большей ответственности особенно необходимо демонстрировать видимое «заботливое руководство».
В компании «DuPont» утверждают, что суть «Заботливого руководства» на практике состоит в том, чтобы лидеры чувствовали и верили в общее ценности организации и, самое главное, действовали в соответствии с ними.
Компания «DuPont» предложила 12 советов, которые помогут лидерам проявлять свои убеждения через действия:
- Быть хорошим примером.
- Досконально знать особенности производственных процессов.
- Просчитывать риски.
- Обсуждать с коллективом опасности.
- Быть внимательным к небезопасным условиям.
- Быть последовательным.
- Проверять часто; инспектировать разумно.
- Принимать эффективные меры по устранению возможных опасностей на производстве.
- Анализировать происшествия.
- Поддерживать дисциплину.
- Знать сотрудников.
- Сделать безопасность неотъемлемым элементом бизнеса.
Один из важнейших «механизмов» демонстрации «Заботливого руководства» — конструктивный диалог со своими сотрудниками. Диалог с подчиненными обеспечивает большую вовлеченность и индивидуальное участие всех сотрудников в повышении безопасности.
Ключевые элементы «Заботливого руководства»:
- Присутствовать на рабочем месте и быть доступным для команды;
- Обеспечивать соответствие «давать и брать» во взаимодействии с подчиненными;
- Обеспечить положительную, отрицательную и нейтральную обратную связь;
- Исполнить три шага — рассказать людям, что от них ожидают, спросить, как им работается и обеспечить обратную связь на высоком уровне;
- Фокус на дискуссии, связанной с эффективностью и производительностью;
- Использовать «открытые вопросы»;
- Больше спрашивать, чем говорить;
- Определить любые «препятствия», мешающие безопасному выполнению работы и принять меры по их устранению.
Исследования показывают, что один из самых важных элементов, который повышает вовлеченность сотрудников, это демонстрация заботы о них.
Как же мы можем показать, что мы заботимся о наших людях?
- Обеспечить эффективную борьбу с некомпетентными исполнителями.
- Создать условия, при которых в коллективе будут обеспечены права людей.
- Не допускать страх и стресс на рабочем месте.
«Заботливое руководство» — это развитие позитивной культуры безопасности, поскольку люди, как правило, делают то, на что топ-менеджеры систематически обращают внимание.
Для обеспечения безопасности демонстрация заботы о ваших людях должна носить систематический характер. Например, должны существовать плановые собрания для анализа происшедших инцидентов или оценки безопасности на производстве.
Выделяют три обязательных поведенческих характеристики топ-менеджеров в этом направлении:
- Действия понятны и однозначны;
- Действия не должны иметь «двойной смысл»;
- Действия демонстрируются в общественных местах.
«Заботливое руководство» — это демонстрация ваших ценностей. Например, управляющий директор, который служил в армии и имел опыт военных действий, обладал очень авторитарным стилем руководства. Такой руководитель требовал большой результат, в частности финансовый, но показатели безопасности на его подразделениях были очень незначительны. Тем не менее, он понял, что для того, чтобы изменить характеристики безопасности, он должен был изменить в первую очередь фокус своего личного внимания. Он решил лично рассматривать и анализировать каждый случай аварий и инцидентов, которые произошли в его бизнес-единицах. В это время в его подразделении работало более 4000 людей, в разных регионах. Мало того, что он настаивал на рассмотрении отчета о происшествии и связанной с ним документации, он еще и требовал, чтобы все ответственные руководители участвовали в этом процессе. От непосредственного руководителя до топ-менеджера.
Он использовал обзорное совещание, как возможность понять основные причины аварий и внести коррективы для дальнейшего предупреждения инцидентов в будущем. Также он использовал обзорное совещание для того, чтобы лично отмечать лучших сотрудников, которые являются примером соблюдения «техники безопасности». Важным моментом является еще и передача передового опыта соблюдения «техники безопасности» в другие бизнес-единицы и подразделения.
Опыт проведения обзорного совещания распростирался по всей организации, и это положительно повлияло на убеждения сотрудников всей организации о том, что безопасность имеет важное значение.
Повышение эффективности «техники безопасности» — это дело каждого сотрудника. Именно так изменяется культура безопасности во всей организации.
«Заботливое руководство» — это приверженность и внимание к безопасности своей команды.
Сергей Жарков
бизнес-тренер компании NRG