Каким будет обучение в ближайшем будущем [хроники ПИРа]

Итоги трендсессии ПИРа: каким будет обучение в ближайшем будущем

10-13 сентября прошёл фестиваль «ПиР. Практики Развития». В течение четырёх дней 400 спикеров из 14 стран говорили об образовании, обсуждали тренды, открывали секреты и отдавали инструменты развития людей.

В рамках фестиваля прошла трендсессия, где обсудили то, каким будет образование в будущем, на что стоит делать акцент и что делать прямо сейчас для развития сотрудников.

Трендсессию модерировал Андрей Станченко. Приводим текстовую выжимку докладов спикеров сессии.

Напоминаем, что в среду, 30 сентября, пройдёт «Пирушко», где три топовых спикера ПИРа за два часа расскажут всё самое важное из 4-дневного фестиваля. Доклады готовят Радислав Гандапас, Марк Кукушкин и Андрей Станченко.

Подробности и регистрация.

В этом году мы впервые увидели обучение в четырёх измерениях, где спикеры онлайн, аудитория офлайн и наоборот — спикеры офлайн и аудитория онлайн.

Игорь Карганов

Как менялись развивались тренды обучения на западе с 2014 года:

2014. Основной темой, которая волновала мир обучения, были изменения и вопросы о том, как ими управлять. А также, как продолжить развитие компаний и сотрудников в условиях изменений.

2015. Тренд года — мобилизация знаний и обучение на мобильных платформах. Все задумались над тем, как сделать образование удобнее, чтобы можно было учиться при помощи телефона в любой точке мира.

2016. Тренд — адаптивное обучение. Мир понял, что важно создавать программы обучения, которые адаптированы под конкретного человека. Чтобы в процессе образования человек понимает, что эта программа обучения разработана именно под его запрос и что он точно получит пользу от этого обучения.

2017. Микрообучение, курация и обучение через экосистемы.

Сейчас это приходит и в СНГ. Мы только начали использовать микрообучение.

2018. Курация, индивидуальность, мобильность, адаптивность, микрообучение + осознанность (maindfulnes).

2019. Те, кто учат, должны начать думать, как маркетологи, целится в результаты и максимально персонализировать образовательный контент.

2020. Глобальная зумизация (новый образовательный термин, произошел от слова Zoom). Большая перезагрузка. Изменилось всё: мир, рабочие места, процессы, люди.
Следовательно, обучение тоже стало другим.

Сейчас важна психологическая безопасность и устойчивость: организационная и личная.

Елена Павличенко

Тренды разные и в разных направлениях: в форматах, подходах обучения, источниках. Выделить можно два супер тренда:

  • стремительное изменение мира
  • табильность трендов и проблем

Нужно балансировать между этими двумя трендами. Мир меняется, но много проблем остаются с нами из прошлого. Их тоже нужно решать. Но в большинстве своём мир не перевернулся.

Люди хотят сами выстраивать своё обучение. Они стремятся к социальному обучению. И этот тренд растет.

В диджитал-маркетинге появился термин: «синдром сияющей игрушки». Он говорит, что не все тренды и технологии который появляются, вам нужны.

Если до этого момента фарм компания конкурировала с другой фарм компанией, то сейчас граница размывается. Когда потребитель получает хороший сервис, например от банка, такой же сервис он ожидает получать и в другой сфере. Поэтому важно смотреть на то, что делают бизнесы в других индустриях.

12 трендов, которые можно выделать сейчас

1. НЕОГРАНИЧЕННЫЕ РЕСУРСЫ
2. СЛИЯНИЕ РЕАЛЬНОГО И ВИРТУАЛЬНОГО МИРА
3. НЕПРЕРЫВНЫЙ ПОТОК ОБУЧЕНИЯ (системный подход)
4. ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ОПЫТ “user-generated content” (UGC)
5. СЕТЕВЫЕ РЕШЕНИЯ (Социальное обучение)
6. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ (intrapreneurship, data driven, flexible, agile, learning)
7. РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ DIGITAL SKILLS

8. The Rise Of Capabilities and Mindset Over Skills
9. От концепта к реальности: AI становится мейнстримом
10. Реализация потенциала союза людей и машин (бионические компании)
11. Приоритет обучения смещается в сторону reskilling

12. GROWTH OF FUNDAMENTAL SOFT SKILLS TRAINING

Пункты с 1 по 7 — тренды, которые были ранее и остаются актуальными сейчас

Пункты с 8 по 11 — тренды, которые появились только сейчас

Пункт 12 — тренд, на который стоит обратить особое внимание

При огромном количестве информации человеку сложно разобраться с тем, что ему нужно на самом деле. Поэтому ему нужна дорожная карта, которую помогает составлять HR.

Ранее был рост диджитализации, а сейчас все больше растёт спрос на фундаментальные навыки. Потому что без фундаментальных навыков более сложные навыки получить не удастся.

5 прогнозов: что будет развиваться в ближайшем будущем

1. Skills Mapping: умение понять, что нужно будет бизнесу потом и начать подготовку сейчас.

2. Focused Capability Academies заменят разрозненные тренинги.

3. Communities of Practice помогут быстро развивать и совершенствовать навыки.

4. Радикальная трансформация функции L&D.

5. Формирование Internal Talent marketplace .

Андрей Станченко

Мы видим 4 основных тренда в TD:

1. Изменение демографии сотрудников.

2. Изменение рабочего места.

3. Технологическое влияние. Технологии подстраиваются под людей.

4. Влияние диджитал маркетинга.

Контент больше не король. Успех и неудача учебной программы мало связаны с содержанием, и очень сильно связаны с закреплением на практике.

Главная фраза: если вы сможете мне рассказать, как вы закрепите на практике обучение, я заплачу вам сколько вы хотите за ваш контент.

На этом фоне расцвели низкодозовые комбинации, которые объединились в образование в формате Microlearning.

Microlearning (микроленинг):

1. Короткие видеоуроки с заданиями,

2. Закрепление новых знаний в виде очных или онлайн сессий обсуждения, увиденного с участниками.

3. Закрепление навыка или новой привычки на рабочем месте для решения проблемы кривой забывания.

5 элементов нового обучения: микролерниг + блендед лернинг ↓

Марк Кукушкин

Тренинг становится похожим на дрессировку лошадей. Людям прививают привычки.

Ранее говорили, что онлайн это хорошее образование для бедных. Пандемия это изменила. Уже нет речи про бедных и богатых, хуже и лучше. Уже не говорят, что онлайн это недоделанный офлайн.

Офлайна, в том виде в котором был, уже не будет. Важно понимать, что онлайн и офлайн нужны для разного.

Умение сочетать онлайн и офлайн в обучении одной компании — высокий полет.

Мы сейчас переживаем очень серьёзный человеческий эксперимент. Мы с вами переживаем историю удалёнки, но в то же время мы тысячелетиями были настроены как контактные существа. И то, что происходит сейчас, это череда вызовов для наших антропных механизмов, с которыми мы живём.

Три основные компетенции лидера на сейчас:

— всегда создавать связанность
— всегда поддерживать команду
— всегда быть в процессе рекрутинга

Это когда ты уже нанял людей, но ты продолжаешь их рекрутировать — делать так, чтобы они продолжали хотеть работать у тебя.

Мы с вами ещё не домыслили, какие инструменты появились у компаний и организаций для поддержки и сохранения своих людей.

Когда возникло ощущение, что все можно делать в онлайне, многие западные компании и некоторые российские попробовали работать только онлайн. Но через очень короткое время позвали всех обратно в офис, потому что есть вещи, которые передаются только в физическом присутствии людей.

В Кремниевой долине сказали, что в ряде вещей не получится обучиться по алгоритмам. Надо чтобы ты был в поле этих людей.

В штатах есть консалтинговые компании, в которых работают несколько человек, но у них на человека максимальная доходность. Потому что их ключевая компетенция — смешивание форматов, инструментов и подходом обучения.

Поэтому один из главных вызовов для нас — научиться создавать эффективные смешанные программы, реализовывать их, смотреть как они сработали, дорабатывать и запускать снова и снова.

Важно научиться чувствовать рынок B2B, как рынок B2C. Научиться, будучи большим, оставаться маленьким.

Напоминаем, что в среду, 30 сентября, пройдёт «Пирушко», где три топовых спикера ПИРа за два часа расскажут всё самое важное из 4-дневного фестиваля. Доклады готовят Радислав Гандапас, Марк Кукушкин и Андрей Станченко.

Зарегистрироваться, чтобы знать всё про тренды обучения