10-13 сентября прошёл фестиваль «ПиР. Практики Развития». В течение четырёх дней 400 спикеров из 14 стран говорили об образовании, обсуждали тренды, открывали секреты и отдавали инструменты развития людей.
В рамках фестиваля прошла трендсессия, где обсудили то, каким будет образование в будущем, на что стоит делать акцент и что делать прямо сейчас для развития сотрудников.
Трендсессию модерировал Андрей Станченко. Приводим текстовую выжимку докладов спикеров сессии.
Напоминаем, что в среду, 30 сентября, пройдёт «Пирушко», где три топовых спикера ПИРа за два часа расскажут всё самое важное из 4-дневного фестиваля. Доклады готовят Радислав Гандапас, Марк Кукушкин и Андрей Станченко.
В этом году мы впервые увидели обучение в четырёх измерениях, где спикеры онлайн, аудитория офлайн и наоборот — спикеры офлайн и аудитория онлайн.
Игорь Карганов
Как менялись развивались тренды обучения на западе с 2014 года:
2014. Основной темой, которая волновала мир обучения, были изменения и вопросы о том, как ими управлять. А также, как продолжить развитие компаний и сотрудников в условиях изменений.
2015. Тренд года — мобилизация знаний и обучение на мобильных платформах. Все задумались над тем, как сделать образование удобнее, чтобы можно было учиться при помощи телефона в любой точке мира.
2016. Тренд — адаптивное обучение. Мир понял, что важно создавать программы обучения, которые адаптированы под конкретного человека. Чтобы в процессе образования человек понимает, что эта программа обучения разработана именно под его запрос и что он точно получит пользу от этого обучения.
2017. Микрообучение, курация и обучение через экосистемы.
Сейчас это приходит и в СНГ. Мы только начали использовать микрообучение.
2018. Курация, индивидуальность, мобильность, адаптивность, микрообучение + осознанность (maindfulnes).
2019. Те, кто учат, должны начать думать, как маркетологи, целится в результаты и максимально персонализировать образовательный контент.
2020. Глобальная зумизация (новый образовательный термин, произошел от слова Zoom). Большая перезагрузка. Изменилось всё: мир, рабочие места, процессы, люди.
Следовательно, обучение тоже стало другим.
Сейчас важна психологическая безопасность и устойчивость: организационная и личная.
Елена Павличенко
Тренды разные и в разных направлениях: в форматах, подходах обучения, источниках. Выделить можно два супер тренда:
- стремительное изменение мира
- табильность трендов и проблем
Нужно балансировать между этими двумя трендами. Мир меняется, но много проблем остаются с нами из прошлого. Их тоже нужно решать. Но в большинстве своём мир не перевернулся.
Люди хотят сами выстраивать своё обучение. Они стремятся к социальному обучению. И этот тренд растет.
В диджитал-маркетинге появился термин: «синдром сияющей игрушки». Он говорит, что не все тренды и технологии который появляются, вам нужны.
Если до этого момента фарм компания конкурировала с другой фарм компанией, то сейчас граница размывается. Когда потребитель получает хороший сервис, например от банка, такой же сервис он ожидает получать и в другой сфере. Поэтому важно смотреть на то, что делают бизнесы в других индустриях.
12 трендов, которые можно выделать сейчас
1. НЕОГРАНИЧЕННЫЕ РЕСУРСЫ
2. СЛИЯНИЕ РЕАЛЬНОГО И ВИРТУАЛЬНОГО МИРА
3. НЕПРЕРЫВНЫЙ ПОТОК ОБУЧЕНИЯ (системный подход)
4. ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ОПЫТ “user-generated content” (UGC)
5. СЕТЕВЫЕ РЕШЕНИЯ (Социальное обучение)
6. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ (intrapreneurship, data driven, flexible, agile, learning)
7. РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ DIGITAL SKILLS
8. The Rise Of Capabilities and Mindset Over Skills
9. От концепта к реальности: AI становится мейнстримом
10. Реализация потенциала союза людей и машин (бионические компании)
11. Приоритет обучения смещается в сторону reskilling
12. GROWTH OF FUNDAMENTAL SOFT SKILLS TRAINING
Пункты с 1 по 7 — тренды, которые были ранее и остаются актуальными сейчас
Пункты с 8 по 11 — тренды, которые появились только сейчас
Пункт 12 — тренд, на который стоит обратить особое внимание
При огромном количестве информации человеку сложно разобраться с тем, что ему нужно на самом деле. Поэтому ему нужна дорожная карта, которую помогает составлять HR.
Ранее был рост диджитализации, а сейчас все больше растёт спрос на фундаментальные навыки. Потому что без фундаментальных навыков более сложные навыки получить не удастся.
5 прогнозов: что будет развиваться в ближайшем будущем
1. Skills Mapping: умение понять, что нужно будет бизнесу потом и начать подготовку сейчас.
2. Focused Capability Academies заменят разрозненные тренинги.
3. Communities of Practice помогут быстро развивать и совершенствовать навыки.
4. Радикальная трансформация функции L&D.
5. Формирование Internal Talent marketplace .
Андрей Станченко
Мы видим 4 основных тренда в TD:
1. Изменение демографии сотрудников.
2. Изменение рабочего места.
3. Технологическое влияние. Технологии подстраиваются под людей.
4. Влияние диджитал маркетинга.
Контент больше не король. Успех и неудача учебной программы мало связаны с содержанием, и очень сильно связаны с закреплением на практике.
Главная фраза: если вы сможете мне рассказать, как вы закрепите на практике обучение, я заплачу вам сколько вы хотите за ваш контент.
На этом фоне расцвели низкодозовые комбинации, которые объединились в образование в формате Microlearning.
Microlearning (микроленинг):
1. Короткие видеоуроки с заданиями,
2. Закрепление новых знаний в виде очных или онлайн сессий обсуждения, увиденного с участниками.
3. Закрепление навыка или новой привычки на рабочем месте для решения проблемы кривой забывания.
5 элементов нового обучения: микролерниг + блендед лернинг ↓
Марк Кукушкин
Тренинг становится похожим на дрессировку лошадей. Людям прививают привычки.
Ранее говорили, что онлайн это хорошее образование для бедных. Пандемия это изменила. Уже нет речи про бедных и богатых, хуже и лучше. Уже не говорят, что онлайн это недоделанный офлайн.
Офлайна, в том виде в котором был, уже не будет. Важно понимать, что онлайн и офлайн нужны для разного.
Умение сочетать онлайн и офлайн в обучении одной компании — высокий полет.
Мы сейчас переживаем очень серьёзный человеческий эксперимент. Мы с вами переживаем историю удалёнки, но в то же время мы тысячелетиями были настроены как контактные существа. И то, что происходит сейчас, это череда вызовов для наших антропных механизмов, с которыми мы живём.
Три основные компетенции лидера на сейчас:
— всегда создавать связанность
— всегда поддерживать команду
— всегда быть в процессе рекрутинга
Это когда ты уже нанял людей, но ты продолжаешь их рекрутировать — делать так, чтобы они продолжали хотеть работать у тебя.
Мы с вами ещё не домыслили, какие инструменты появились у компаний и организаций для поддержки и сохранения своих людей.
Когда возникло ощущение, что все можно делать в онлайне, многие западные компании и некоторые российские попробовали работать только онлайн. Но через очень короткое время позвали всех обратно в офис, потому что есть вещи, которые передаются только в физическом присутствии людей.
В Кремниевой долине сказали, что в ряде вещей не получится обучиться по алгоритмам. Надо чтобы ты был в поле этих людей.
В штатах есть консалтинговые компании, в которых работают несколько человек, но у них на человека максимальная доходность. Потому что их ключевая компетенция — смешивание форматов, инструментов и подходом обучения.
Поэтому один из главных вызовов для нас — научиться создавать эффективные смешанные программы, реализовывать их, смотреть как они сработали, дорабатывать и запускать снова и снова.
Важно научиться чувствовать рынок B2B, как рынок B2C. Научиться, будучи большим, оставаться маленьким.
Напоминаем, что в среду, 30 сентября, пройдёт «Пирушко», где три топовых спикера ПИРа за два часа расскажут всё самое важное из 4-дневного фестиваля. Доклады готовят Радислав Гандапас, Марк Кукушкин и Андрей Станченко.