Сценарии развития рынка корпоративного обучения в России. Форсайт-сессия «L&D 2023».

20 августа 2013 г. деловое сообщество бизнес-тренеров, консультантов и коучей по инициативе компании «Тренинг-Бутик» провело форсайт-сессию, посвященную ближайшим 10 годам рынка корпоративного обучения и развития (Learning & Development, L&D) в России.

 

В ходе анализа основных политических, экономических, социальных и технологических тенденций было выделено несколько десятков трендов, которые будут влиять на развитие российской индустрии L&D в 2013-2023 годах. Наиболее влиятельными среди них были признаны следующие:

1. повальная виртуальная социализация: изменение образования, развлечений, работы и образа жизни под влиянием социальных сетей («нет в сети – нет вообще»);

2. «массовое авторство» образовательного контента (в том числе через блогосферу) на фоне попыток государства контролировать авторские права и ограничить свободный обмен информацией;

3. персонализация образования (переход от корпоративного образования к персональному, сокращение или отсутствие корпоративных бюджетов на обучение);

4. расширение онлайн-доступа к качественным бесплатным курсам на фоне ухудшения традиционного среднего и высшего образования в стране;

5. рост значимости обучения в практических сообществах (само-, взаимо-, деятельностное обучение и развитие);

6. «антиофисные» технологии работы (все более широкое применение сетевых форм взаимодействия, новый трудовой уклад 3.0);

7. переход ответственности за образовательные стандарты от государства к  профессиональным сообществам;

8. рост активного гражданского общества, гражданской позиции молодых и волонтерства (обучение и развитие в ходе совместных гражданских действий, запрос на ценностную позицию в обучении);

9. междисциплинарность и «полиязыки» обучения (сочетание разных семиотических систем в корпоративном обучении и развитии);

10. рост ориентации на познание самого себя, повышение осознанности собственных действий;

11. гаджетизация обучения и развития (превращение персональных устройств в активных участников L&D);

12. геймификация обучения и развития, включение L&D в экономику развлечений;

13. рост спроса на психологические технологии в обучении и развитии (потоковые состояния и т.п.);

14. укрупнение бизнеса в условиях экономического кризиса, увеличение объема заказов в области обучения и развития сотрудников (формирование рынка L&D крупными компаниями);

15. альянсы провайдеров и партнерские сети в обучении и развитии (все более комплексные задачи корпоративных заказчиков будут требовать альянсов провайдеров, объединения усилий и ресурсов партнерской сети);

16. повышение значимости «восточной тематики» в обучении и развитии (приход компаний с Востока, спрос на изучение восточных языков и культурных практик, необходимость учитывать культурные особенности в обучении и развитии).

Анализ взаимовлияния этих трендов позволил нарисовать четыре вероятных сценария развития индустрии L&D к 2023 году, в зависимости от сочетания показателей двух осей сценарного пространства  — «виртуализации» и «персонализации». Ось виртуализации отражает соотношение онлайновых и очных форматов L&D. Ось персонализации отражает степень увязывания корпоративного L&D c уникальными потребностями каждого сотрудника — личности, часто находящейся за пределами организации и одновременно относящей себя к различным сообществам.

Сценарий № 1. «Матрица»: высокая виртуализация и низкая персонализация.

Кто основные заказчики L&D и в чем они нуждаются?

Основными заказчиками/потребителями L&D-технологий при таком сценарии будут выступать суперкорпорации – огромные компании, которые обладают достаточными инвестиционными ресурсами и умеют управлять смыслами, выстраивают символические миры для своих сотрудников, клиентов и партнеров. Это государство (государства) и, возможно, сообщества «серых кардиналов» от бизнеса.

В этом мире заказчики обращаются за обучением и развитием, когда необходимо быстро внедрить какую-то новую технологию, быстро обучить людей пользоваться ею. Например, внешняя сила или, что более вероятно, сама компания создает технологию, которая существенно изменит мир, но она достаточно сложная и роль L&D здесь – выступать проводниками этой технологии в общество: быстро обучить, «подключить к матрице». Также услугами L&D пользуются, когда наступает ситуация экстренной необходимости обучения новому навыку (например, в условиях техногенной или экологической катастрофы). Порой L&D применяют для «насаждения» или «продвижения» через обучение необходимых ценностей: ценности религии, корпорации или какого-то сообщества.

Наиболее вероятной организационной формой L&D будут огромные технологические платформы, с которых и будет происходить трансляция потокового обучения. Роль специалистов в области L&D в этом сценарии — создание контента для обучения, а также создание технологий трансляции знаний и ценностей.

Каковы наиболее коммерчески перспективные продукты L&D?

Перспективные коммерческие продукты в этом сценарии – это вирусные ролики, продолжительностью 5-30 минут, которые позволяют быстро добиться нужного результата, захватывая при этом максимальное количество возможных потребителей. Вот несколько примеров такого рода продуктов:

• программа «Нет катастрофе!» (онлайн ролик, интерактив);

• социальный проект «Скажи нет наркотикам, скажи да сети» (вирусное обучение сетевому развитию);

• ценностные программы «Под знамена…!»;

• «карьерный брейнвошинг» (обучающие программы, направленные на привлечение новых сотрудников в корпорации).

Высокую актуальность обретет обучение всем навыкам, связанным с высокотехнологичным матричным миром. Коммерчески успешными продуктами будут:

• тренинг «Сетевой трибун» (как научиться красиво и убедительно вести себя в сети, заражая и убеждая массы);

• тренинг для тренеров «Обучение нетократов»;

• тренинги «Комьюнити-лидер», «Архитекторы метаплатформ» и т.п.

В мире, где сложность продуктов все нарастает,  а их количество зашкаливает, у компаний будет пользоваться спросом не менее успешный продукт «Просьюмер». «Просьюмер» – это программа подготовки профессиональных потребителей, которые быстро осваивают все более сложные продукты и создают обучающие ролики, продвигающие эти продукты дальше в массы.

В этом мире компания-провайдер, успешная на рынке L&D, должна обладать следующими компетенциями:

• аналитическая компетенция – компания должна понимать, как устроена матрица, как устроен мир;

• умение выстраивать отношения с крупными заказчиками и государством (GR);

• способность к мгновенной разработке нового курса;

• системность и концептуальность, т.е. быстрая генерация и продажа образовательных концептов;

• владение технологиями массовизации – от визуализации до флеш-моба;

• умение создавать, развивать и поддерживать сети («сетевитость», способность быть «хабом»), т.е. способность мгновенно собирать разные команды из сотен экспертов и практически моментально сделать крупный социальный/медиа проект;

• управление по ценностям (managing by values, MBV), так как в этом будущем работа с ценностями – это то, что мы делаем с удовольствием.

Советы “предкам”: какие первоочередные проекты мы бы реализовали, если бы удалось вернуться в 2013 год?

1. «Мобилизационные технологии» – исследования, технологии / форматы, кадровое ядро, связи с заказчиками.

2. «Просьюмер-технологии» — исследования, технологии / форматы, кадровое ядро, связи с заказчиками.

3. «Архитектура нетократии (управление людьми через сети)» — исследования, технологии/форматы, кадровое ядро, связи с заказчиками.

4. «Сбор под знамена» – технологии / форматы, заказчики, подрядчики.

Задача для каждого из направлений:

создать online курс – простой, удобный, тридцатиминутный и вирусный;

найти заказчика и получить 1 000 000 подписчиков.

Сценарий № 2. «Моя бесстраничная реальность»: высокая виртуализация, высокая персонализация.

Кто основные заказчики L&D и в чем они нуждаются?

Заказчик этого сценария – это, в первую очередь, человек: пенсионер, студент, рабочий и кто бы то ни было еще. Он как личность не привязывается к какой-то конкретной компании, а его потребности очень обширны.

Каковы наиболее коммерчески перспективные продукты L&D?

В таком мире возникают очень связанные между собой коммерческие продукты, среди которых можно выделить несколько основных.

• «Персональный код развития (ПКД)» или «Универсальная диагностика», когда персональный заказчик получает через систему комплексной диагностики, которая подбирается конкретно под него, развернутую картину его состояния, потребностей, его пути развития.

• «Персональное проектирование пространства (ППП)» – это подбор и формирование содержания, технологий, программ и др. под персональный заказ. Это виртуальное пространство, в котором удобно учиться и развиваться конкретному, персональному заказчику.

• Другим очень востребованным продуктом в таком мире являются всевозможные технологии edutainment / гемификации, когда образование и развитие являются следствием совершенно другого вида деятельности. Это виртуальные путешествия, в которых мы образовываемся, это кулинарные курсы, в которых мы изучаем историю своей страны и т.д.

Для разработки такого рода продуктов и услуг компании-провайдеру необходимо владеть следующими компетенциями:

• инфоаналитика «nG (2G, 3G, 4G … nG)» – компания должна уметь быстро собирать информацию (в том числе через технологии Big Data), быстро ее перерабатывать и очень быстро выдавать продукт, который будет удовлетворять запрос личности-заказчика;

• способность быть «универсальным диагностом» – владение всеми видами персональной и командной диагностики или способность быстро подключить к диагностике специалистов в разных областях (от психологии и менеджмента до генетики, медицины и фитнеса);

• широкое использование в развивающих программах всевозможных персональных гаджетов – очков / шлемов / виртуальных комнат и т.п.;

• способность быть «виртуальным демиургом» – создателем семиотических миров, виртуальных развивающих пространств.

Советы “предкам”: какие первоочередные проекты мы бы реализовали, если бы удалось вернуться в 2013 год?

1. Первый проект совершенно конкретный и мы, честно говоря, знаем, что «предки» из 2013 года уже начали его осваивать, – это аналитика хороших текущих диагностических инструментов и создание альянсов экспертов из других отраслей.

2. Второе действие, которое необходимо сделать уже сейчас – это наращивание техно-компетенций – владение программным обеспечением, владение технологиями быстроменяющегося мира, который с каждым годом становится все более сложным. Предлагаемая схема – в месяц по одной компетенции, новому гаджету.

3. И последнее, это проект, связанный с новой культурой «инфоаналитики nG»: если мы хотим с сумасшедшей скоростью выпускать новые программы, то конечно нам необходимо овладеть этой новой культурой работы с информацией.

Сценарий № 3. «Грибы и грибница»: низкая виртуализация, высокая персонализация.

Развитие событий по данному сценарию вполне возможно как защитная реакция в ответ на растущую манипулятивность и тотальный контроль со стороны виртуальных технологий. Метафора сценария – «гриб хорошей породы, из белых, под зонтом, который закрывает его от дождя». Он растет в «траве» компаний и сообществ, вырастая из сложной социальной сети –  скрытой под землей «грибницы». Зонт в этой метафоре символизирует защиту от избыточной виртуализации. Наряду с признанием неизбежности новых технологий и масштабных изменений в обществе, в обществе становится популярной идея о том, виртуализация должна быть использована в ограниченном количестве и только для нужд человека.

Кто основные заказчики L&D и в чем они нуждаются?

Основным заказчиком продуктов L&D в данном сценарии будет отдельная личность. При разработке сценария был использован метод «расстановок»: выявлены ключевые стейкхолдеры L&D-индустрии и разыграно их взаимодействие. Основной вывод – все виды бизнеса (малый, средний, большой, госзаказчики) взаимодействуют с L&D через конкретных людей, обладающих индивидуальностью (руководителей, сотрудников, внешних экспертов).

Каковы наиболее коммерчески перспективные продукты L&D?

Сценарий делает востребованными такие продукты, которые повышают эффективность сотрудников для бизнеса через развитие их уникальных дарований, раскрытие индивидуальности.

• «Траектория персонального развития»  — технологии, направленные на раскрытие талантов и обеспечивающие самореализацию сотрудников.

• Комплексная оценка степени реализации сотрудника в компании.

• Фасилитация корпоративных событий, позволяющих встречаться лицом к лицу сотрудникам, работающим дистанционно, в условиях «антиофиса».

• Программа «Продуктивные состояния», направленная на развитие у сотрудников умения управлять своими продуктивными состояниями (фокусировка, состояние «потока», творческого подъема, раскрытие собственных талантов).

• «Организованная свобода» для молодых – программа, направленная на то, чтобы молодые люди удерживали траекторию своего персонального развития, оставаясь в рамках корпоративного сообщества. Молодые люди этого мира очень свободны, но им сложно свою свободу применять на благо какой-либо организации. Отсюда такое название: программа развивает способность организовывать свою свободу во всех смыслах.

• Программа «Личный жизненный рецепт», которая дает возможность людям получить ответ на вопрос из их жизни, на который они сами затрудняются себе ответить. Это будет приобретать разные формы – от life consulting’а до networking’а и др.

• Будут востребованы «Зоны без общения», в которых воссоздается ценность тишины и подлинности, ценность отсутствия всех внешних привязанностей, свободы от виртуального мира (кафе и рестораны, где запрещено говорить, но можно читать; туристические компании, планирующие путешествия людей «на встречу с самим собой», различные восточные медитативные практики, конференции с использованием молчаливых мозговых штурмов и т.д.).

• «Чистые пространства»: в ситуации постоянного давления со всех сторон на человека, когда мы испытываем все больший стресс и все сильнее эмоционально выгораем, будут востребованы не мульти-продукты, а «чистые продукты»: 1 звук, 1 цвет, 1 запах, 1 касание. Будут популярны мероприятия, позволяющие участникам реализовать потребность в чистом запахе, воде, вкусе и т.д. В моду войдут «чистые» виды обучения: без мультимедиа, без раздаточных материалов и т.п.

Разработка подобных L&D-продуктов потребует от компаний-провайдеров следующих компетенций:

• владеть  технологиями личностного роста;

• быть способными применять все виды фасилитации;

• владеть инструментами персонального коучинга;

• глубоко разбираться в психологии самореализации (школа изучения талантов и личностного предназначения);

• проводить трансформационные тренинги на бизнес-практике;

• владеть технологиями продуктивных состояний;

• опираться на восточные практики;

• предлагать клиентам что-то более «глубокое», чем lifespring-овские установки.

Советы “предкам”: какие первоочередные проекты мы бы реализовали, если бы удалось вернуться в 2013 год?

1. Проект по диагностике и интеграции личной мотивации сотрудников и корпоративных целей: в том числе разработка соответствующего инструментария для проектов по изучению вовлеченности.

2. Адаптация образовательных продуктов и тренингов под психологический профиль участников.

3. Проект, позволяющий навыковые тренинги «поженить» с личностными.

Сценарий № 4. «Кин-дза-дза»: низкая виртуализация, низкая персонализация.

Предложенный экспертами сценарий напоминает известные антиутопии, где ценность личности менее значима, чем ценность развития сообщества, компаний, государства. В этой версии будущего безопасность граждан и благополучие обеспечиваются за счет жесткого государственного и корпоративного регулирования во всех сферах: от пользования интернетом до выбора профессии. Высокая специализация приводит к высокой клановости: человек уже в семье получает базовые навыки, знания, что позволяет ему впоследствии даже отказаться от внешнего обучения. Сочетание жесткого управления с одной стороны и кастовости с другой решает многие проблемы обучения и развития персонала.

Кто основные заказчики L&D и в чем они нуждаются?

• Государство и крупные корпорации – заказывают различные модификации стандартизированных курсов, массовые образовательные продукты.

• Профессиональные сообщества – заказывают обучение универсальным компетенциям, которыми кто-то владеет лучше, чем они.

• Элита – в противовес жесткой стандартизации на линейных позициях, заказывает эксклюзивные программы личностного и профессионального роста (продукт «Аристотель» для будущих Александров Македонских).

• Маргиналы – область либо неопределившихся, либо вышедших за пределы своих каст и даже элиты – заказывают продукты коучингового характера.

Каковы наиболее коммерчески перспективные продукты L&D?

При развитии событий по этому сценарию станут востребованными такие продукты, которые носят отчетливо выраженный массовый или элитный характер, поддерживают традиции, формируют коллективную память.

Наиболее популярными будут продукты с профориентационным и ценностным содержанием:

• Продукты, направленные на профориентацию и формирование социальной идентичности.

• Обучение навыкам наставничества.

• Обучение трансляции ценностей, управлению на основе ценностей («Высшая школа политруков и капелланов»).

• Курсы ускоренной профессиональной подготовки / переподготовки (возможно, с использованием передовых нейро- и когнитивных технологий быстрого забывания и переучивания).

• Ранняя оценка на профессиональную пригодность.

• Персональный менторинг, коучинг для элиты «Как управлять массами».

• Стресс-менеджмент и обучение различным техникам поддержания коллективного жизненного тонуса (управление коллективными эмоциональными состояниями и т.п.).

Можно ожидать распространения массовых и элитных форматов обучения и развития:

    • • «Жизнь в коробке» — игра, дающая возможность адаптироваться к предстоящей карьере, заданной биографической траектории.
    • • Массовые форматы (массовые тренинги и корпоративные мероприятия).
    • • Закрытые школы для элиты.
    • • Симуляции (возможно, в форме максимально приближенных к реальности «боевых учений» для сотрудников).
    • • Геймификация / игры (различные формы поддержания высокого тонуса в коллективе, конкурсы и профессиональные соревнования, в ходе которых передается опыт и развиваются навыки).
    • • Быстрое командообразование, обеспечивающее интенсивную подготовку команды к конкретным задачам и развитие компетенций (различные формы тимбилдингов, технологии «разбора полетов» на совещаниях и командного коучинга).

 

Чтобы быть успешными на жестко регулируемом рынке L&D, компании-провайдеры должны будут обладать следующими компетенциями:

• отчетливая самоидентификация и специализация:  работа со «стадионами» или работа с «принцами»;

• хорошо развитые политические компетенции (оценка и прогнозирование расстановки сил,  учет механизма принятия решений, использование методов непрямого влияния);

• умение строить отношения и активно использовать личные связи;

• лояльность;

• толерантность;

• инновационность (диагностика проблемы – решение – реализация).

Советы “предкам”: какие первоочередные проекты мы бы реализовали, если бы удалось вернуться в 2013 год?

1. Проект “Личностное Стояние” – самоисследование внутри проектной команды с возможностью участников проживать глубоко личностные состояния.

2. Проект “Траектории Элит” –  исследование того, как элита выделяется и куда движется с выходом на коучинговые продукты.

3. Проект “Открытые Сообщества” – помощь корпоративным и профессиональным сообществам научиться не только интегрироваться изнутри, но и разворачиваться вовне, эффективно взаимодействовать с окружением, использовать в коллективных целях личные связи участников.

4. Аксиологические / акмеологические проекты (ценностный менторинг) – проект «Аристотель» для представителей политической и бизнес-элиты.

Отчет подготовили Тимофей Нестик и Арсентий Аникеев