TD-менеджерам: когда метод пряника дает обратные результаты?

Исследование, проведенное недавно совместными усилиями университетов Массачусетса, Чикаго, а также Карнеги-Меллона дали неожиданные и парадоксальные результаты, над которыми стоит поразмыслить T&D-менеджерам. Оказалось, что мотивация при помощи вознаграждения дает обратные результаты: чем выше вознаграждение, тем хуже выполнена работа.

В ходе эксперимента студентам давали разнообразные задания за вознаграждение, предварительно разделив их на три группы. Первым нужно было выполнить несложные задания за небольшой денежный приз, второй – задания посложнее за сумму побольше, ну а третьей предлагалось поднапрячься за самое большое вознаграждение.

В результате выяснилось: традиционная мотивационная схема прекрасно работает … но только в тех случаях, когда от испытуемых требовались лишь примитивные физические действия. В случаях же, когда задание требует наличия хотя бы элементарных когнитивных усилий – воображения, сравнения, систематизации – большая награда, напротив, приводит к ухудшению показателей!

Столь неожиданные для любого T&D-менеджера результаты подтолкнули исследователей к дальнейшим экспериментам. Для экономии средств было решено продолжить более масштабные исследование в Индии, стране, где $50 – крупная сумма. На этот раз в случае посредственного выполнения задания участнику обещали в награду денежный эквивалент двухнедельной зарплаты, при средних результатах – эквивалент месячной зарплаты, а при самом высоком качестве работы – сумму, эквивалентную двухмесячной зарплате.  Поразительно, но из всех трех групп хуже всех задания выполнили те, кто получил самое крупное вознаграждение.

Если не денежным вознаграждением, то чем T&D-менеджеру по-настоящему замотивировать сотрудников? Когда задание становится более сложным, когда оно требует концептуального, креативного мышления, то классические мотивационные схемы перестают действовать.

Практика T&D-менеджеров из наиболее прогрессивных организаций показывает: хорошее мотивирующее воздействие дает предоставление сотрудникам автономии. Если вы ожидаете от сотрудников вовлеченности, а не просто послушности, автономия будет удачным решением.

В некоторых компаниях сотрудникам периодически позволяют заниматься тем, чем они хотят и так, как они считают нужным. Главное – показать результат автономной работы.