Каждый день на полную мощность: 10 лайфхаков счастливого рабочего дня

Каждый день на полную мощность: 10 лайфхаков счастливого рабочего дня

Тренер компании «NewRealGoal» Елена Елисеева подготовила для наших читателей 10 лайфхаков счастливого рабочего дня.
О чем сегодня мы будем говорить:

  • Что нужно делать, чтобы в конце рабочего дня было приятное ощущение результата и удовлетворения по максимуму, на 10 из 10 баллов?
  • Как нужно организовывать себя, чтобы весь день быть в потоке — работать эффективно и с удовольствием?
  • И каким образом делать это постоянно, чтобы «не слиться» после первых неудач и вернуться в накатанную рутину, привычно спрятавшись за отговоркой «нет времени»?

Эти три вопроса не дают мне покоя уже давно.

Благодаря профессии (а также своему природному любопытству), я испробовала множество техник, приемов и инструментов самоорганизации и личной эффективности. Происходило это примерно так: каждый раз при подготовке к новому тренингу я погружалась в материал: внедряла в личную практику то, о чем собиралась рассказывать участникам. Что-то срабатывало, а что-то оставалось в книгах и в моей голове, не переходя в ежедневную реальность.

В этой небольшой статье я предлагаю то, что прижилось в моей личной практике и практике участников тренингов и индивидуальных коуч-сессий. Для удобства я решила организовать материал в перечень коротких лайф-хаков.

Итак, вот мои 10 лайфхаков счастливого и продуктивного рабочего дня:

1. ПОСВЯТИТЕ УТРО СЕБЕ.

eliseeva_1_gddРаннее утро – это ваш персональный ресурс. Это как с пословицей «Завтрак съешь сам»: не нужно делить своё утро с социальными сетями, телевизором, электронной почтой. Утром мозг свежий, отдохнувший, и ясность восприятия максимальна. Будет здОрово и здорОво, если у вас получится выделить 15-20 минут драгоценного утреннего времени для настройки на весь последующий день. Что это значит? В зависимости от предпочтений и физического состояния, это может быть:

  • Медитация
  • Любой небольшой утренний комплекс упражнений для пробуждения тела
  • Письменные практики (ведение дневника, freewriting, рабочий планировщик, ежедневник)

Время такой настройки я использую для трёх ключевых вещей:

  1. Определяю ГДД — Главное Дело Дня. Сделав его, вы будете ощущать, что день прожит не напрасно, даже если ничего больше, кроме ГДД, не сделано. Когда мне удаётся сделать за день моё ГДД, то чувство удовлетворения вечером обеспечено!
  2. Создаю себе необходимое состояние на день. Я уверена в том, что настроение не случается, а создаётся своими руками. Это такая же гигиена, как почистить зубы и умыться, только гораздо важнее! Мне в этом лучше всего помогает медитация.
  3. Перечитываю свои приоритетные цели. Не текущие, на этот день или неделю! А именно СТРАТЕГИЧЕСКИЕ цели – как минимум, на год. Ведь проблема с долгосрочным планированием в том, что мы часто делаем это планирование, например, в конце года – на следующий год. И откладываем до 31 декабря. И забываем о нём. А в ежедневной текучке, рутине, круговороте дел самое важное имеет свойство «замыливаться» и откладываться – в угоду срочному, но не важному.

Процедура ежеутреннего перечитывания стратегических целей имеет 2 ключевых эффекта:

  1. Мотивирующий и вдохновляющий: если есть цель – то появляется и энергия для нее.
  2. Структурирующий и системный: напоминание себе о глобальных целях помогает запланировать возможность сделать хотя бы маленький шаг навстречу своему желаемому будущему в этом дне.

2. ВМЕСТО TIME-МЕНЕДЖМЕНТА ВНЕДРЯЙТЕ ENERGY-МЕНЕДЖМЕНТ.

eliseeva_2_emПри огромном количестве ежедневных дел и скорости нашей жизни классические методы управления временем уже не срабатывают, или срабатывают с меньшей эффективностью. Чтобы успевать самое главное и не платить за успех собой, важно уметь распределять свою энергию в течение дня. А именно, уметь поддерживать баланс между накоплением энергии и её расходованием. Тем более, что с возрастом «ёмкость» источников энергии снижается.

У нас есть 4 вида энергии: физическая, эмоциональная, умственная и духовная. Управлять балансом энергии можно с помощью системы ритуалов и привычек, помогающих вам поддерживать мощный ритм рабочего дня. Сила ритуалов в том, что, будучи однажды созданными, дальше они сами тянут нас к эффективному образу жизни.

Что такое ритуал? Это поведение, основанное на наших ценностях, которое при систематическом повторении становится привычным.

Например, если у вас есть ритуал утренней (вечерней) пробежки или зарядки, то, скорее всего, вы находитесь в хорошей физической форме. Если у вас есть отработанный ритуал подготовки к важным встречам и переговорам, то вы успешны в работе с клиентами. Если у вас есть ежедневный ритуал покупки здоровых продуктов вечером перед возвращением домой вместо ужина в фастфуде на бегу, то с большой вероятностью у вас нет проблем с лишним весом. Если в вашей паре есть ритуал совместных эмоционально насыщенных впечатлениями и общими делами выходных, то вам легче создать крепкую семью и построить тёплые гармоничные взаимоотношения.

Например: два года назад я нашла действенный ритуал, помогающий мне не пропускать утреннюю йогу: я складываю всё необходимое с вечера в рюкзак, кладу его возле двери рядом с кроссовками, и утром у меня нет шансов не пойти на занятие!

3. НЕТ СИЛ И ВДОХНОВЕНИЯ НА МАРАФОН – БУДЬТЕ ЭФФЕКТИВНЫМ СПРИНТЕРОМ.

eliseeva_3_sprinterЧасто бывает так, что важное и нужное дело выглядит большой неподъемной глыбой. И мы откладываем ее, не находя в себе ни сил, ни желания напрягаться. Эта глыба – как марафонская дистанция: мы еще не начали бежать, а уже устали, как выдохшийся марафонец в конце пути.

Чтобы «обмануть» мозг и получить эффект лёгкого и понятного дела, разбейте свой марафон на серию коротких, с очевидным и достижимым результатом спринтов. Хорошим решением для небольших перерывов между спринтами будут короткие физические разминки – то, что называется «офисная йога»: потягивания, наклоны головы, легкий массаж плечевой зоны. И пробегайте свои спринты с максимальной эффективностью!

Например: я откладывала написание этой статьи несколько недель. Поймав себя на марафонской стратегии, я решила сделать первый спринт, написав только 10 ключевых мыслей статьи, и больше ничего. На эти 10 предложений я потратила 25 минут. Следующие спринты были очевидными: расшифровать каждый пункт, привести примеры, откорректировать стиль написания. На завершение статьи у меня ушло 4 спринта с перерывами на разминки, что в общей сложности составило полтора часа.

4. ПЛАНИРУЙТЕ НЕ НАГРУЗКУ, А ОТДЫХ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ.

eliseeva_4_otdihЗдесь как с отпуском: чем раньше и тщательнее, тем больше шансов на хороший отпуск. Попробуйте найти время и место в своём рабочем ежедневнике для:

  • кофейной встречи с друзьями,
  • тёплого и искреннего, не на бегу и не напряжённого звонка родителям,
  • краткой прогулки по близлежащему парку в обеденный перерыв,
  • любого другого занятия, помогающего вам восстановить свою физическую, умственную, интеллектуальную или духовную энергию.

Эти краткие запланированные минуты отдыха используйте для пополнения своих ресурсов энергии и восстановления баланса (см. лайфхак #2).

5. НАЙДИТЕ СВОИ СТОППЕРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ. Знайте их «в лицо». Подружитесь с ними и умейте договориться.

eliseeva_5_stopperiОбвинять себя за неэффективность – плохая стратегия.
Испытывать вину, стыд или сожаление за не сделанное – плохая стратегия.
Говорить себе: «Соберись, тряпка!» — когда нет ни сил, ни желания, — тоже плохая стратегия.
Почему? Потому что так мы только теряем энергию и не становимся эффективнее.

Хорошая стратегия:

  1. знать свои привычки, убеждения и поведение, препятствующие эффективной работе, — стопперы эффективности;
  2. не ругать себя за проявление этих стопперов;
  3. уметь вовремя их амортизировать.

Например: если я в процессе поиска материала к презентации вдруг обнаруживаю себя пролистывающей ленту друзей в фейсбуке, то я не ругаю себя за это, а просто даю себе ровно 10 минут на то, чтобы почитать новости, посмотреть фотографии и написать комментарии. 10 ЛЕГАЛЬНЫХ минут, но ни минутой больше! После чего звучит сигнал таймера, и я продолжаю работу. Таким образом, я сохраняю свою эмоциональную энергию и легко включаюсь в продуктивный рабочий ритм.

6. РАЗБЕРИТЕСЬ С ПЕРФЕКЦИОНИЗМОМ И ПРОКРАСТИНАЦИЕЙ.

eliseeva_6_ppКто делал ремонт – тот знает: его невозможно закончить, его можно только остановить.

Это очень полезная мысль для перфекциониста!

Как перфекционист со стажем, могу сказать, что чувство внутреннего удовлетворения от сделанного может не наступить никогда! И тогда приходит неизменная спутница – прокрастинация: при мысли, что я не смогу сделать задуманное идеально, я начинаю бесконечно откладывать его выполнение.

Я нашла для себя два ключа от этой проблемы:

  1. определить критерии не идеального, а ОПТИМАЛЬНОГО результата;
  2. включить режим спринтера и сделать большое дело с помощью серии коротких спринтов (см. лайфхак#3).

Если вы, как и я, склонны к перфекционизму и прокрастинации, найдите свои ключи и коды доступа к избавлению и практикуйтесь регулярно!

7. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ И ДРУЖЕЛЮБНЫ К СВОИМ ЭМОЦИЯМ.

eliseeva_7_dnevnikДаже в самой хорошей и любимой работе бывают не лучшие дни. Бывают трудные разговоры. Бывают выбивающие из седла ситуации.

Не подавляйте свои негативные эмоции, изображая «пластиковый оптимизм» и улыбаясь натянутой улыбкой, когда вам плохо. Прислушайтесь и постарайтесь понять, о чем вам говорят негативные эмоции: они всегда несут с собой важную информацию. Остановитесь на минутку. Найдите свои способы утилизировать неприятный эффект этих эмоций, оставив для себя энергию действия.

Для меня одним из самых полезных и быстродействующих методов является «Дневник эмоций»: письменный или устный анализ ситуации, включившей мою негативную эмоцию, с выводами о том, какие стратегии в этой ситуации могли бы стать наиболее эффективными. Также очень помогает метод «Звонок другу»: поделиться ситуацией, переживанием, сомнениями с кем-то, кому вы доверяете, и кто не вовлечен в эту ситуацию. Иногда хватает проявления эмпатии и эффекта «выговориться», а иногда взгляд со стороны помогает увидеть новое решение проблемы.

Сознательно и проактивно создавайте поводы для позитивных эмоций. Разбросайте по своему дню «маленькие радости», доставляющие позитивные эмоции вам и окружающим: букет цветов, купленный по дороге на работу и радующий вас весь день на рабочем столе; вкусняшки, купленные в ближайшей кондитерской и съеденные вместе с коллегами за утренним кофе; планирование ближайшего уикенда с любимым человеком и т.д.

8. КАЖДЫЙ ДЕНЬ СТАРАЙТЕСЬ УЧИТЬСЯ ЧЕМУ-ТО НОВОМУ.

eliseeva_8_newНовый способ решения привычной задачи, новый метод подготовки информации, новый навык в проведении презентаций или переговоров, новый рецепт или новый маршрут – нашему мозгу необходимы постоянные и регулярные тренировки для создания новых нейронных связей. А как мы знаем: «В нашей жизни всё решают связи. Хорошие нейронные связи!»

Этого можно достичь двумя путями:

  1. Регулярно ставя перед собой новые вызовы, поднимая планку и анализируя проделанную работу;
  2. Поместив себя в среду, где происходит генерация нового, и получая обратную связь от единомышленников. В гиппокампе рождаются новые нейроны, когда мы находимся в сложной обогащенной среде: творческие коллеги, продуктивное общение, мозговые штурмы, креативная поддерживающая атмосфера и т.п.

Почему это важно делать? Всё живое в природе или развивается, или умирает. Состояния «плато» не существует. Также и с развитием людей: или мы развиваемся и постоянно учимся новому, или мы регрессируем. Выбор за вами.

9. ДЕЛАЙТЕ ВЕЧЕРОМ РЕТРОСПЕКТИВУ РАБОЧЕГО ДНЯ.

eliseeva_9_razborОдин из моих любимых способов – это «Разбор полётов». Письменно (в дневнике) или устно (в беседе с близким человеком) я отвечаю на последовательность вопросов:

  • Что я планировала сделать в течение дня?
  • Что получилось хорошо? Какие мои действия способствовали этому?
  • Что пошло не так? Какие мои действия (или бездействие) способствовали этому?
  • Чему важному/новому/полезному я научилась за день?
  • Как прошедший день приблизил меня к моим долгосрочным целям?
  • Кого и за что я хочу поблагодарить в этом дне?

Таким разбором полётов я добиваюсь сразу трёх положительных эффектов:

  1. эффект «присвоения» результатов, закрепления полученного опыта в новые нейронные связи;
  2. «утилизация» негативных переживаний – превращение их в личный полезный опыт;
  3. ощущение удовлетворения и счастья от эффективно и созидательно прожитого дня.

Вы можете придумать свою последовательность вопросов для «Разбора полётов» или вообще делать это совсем по-другому. Важно каким-то, удобным и приятным для вас, способом подвести итоги дня и сделать полезные выводы на будущее.

10. ПОСТАРАЙТЕСЬ ЛЕЧЬ СПАТЬ ДО ПОЛУНОЧИ.

eliseeva_10_sonИ дело не только в красоте! Прекрасная половина человечества знает, что сон – это лучший косметолог.

Идти на важную встречу не выспавшись – это значит использовать мозг, отравленный продуктами метаболизма, поскольку в нём всё еще циркулируют метаболические токсины, которые вырабатываются ночью. Не очищенный за ночь мозг – это резкое снижение вашей эффективности днём. Как вашему телу, так и мозгу за ночь нужно отдохнуть.

Буду рада, если мои лайфхаки оказались для вас полезными,
и желаю вам счастливого и эффективного рабочего дня!

Елена Елисеева, эксперт по эмоциональному интеллекту

Руководитель TD-университета NRG: Андрей Станченко