Как показывает практика, проблемы в коммуникациях являются частой причиной плохих показателей любого бизнеса. И речь идет, в первую очередь, о коммуникациях внутренних – неправильно выстроенные внутри компании, они могут влиять и на внешние процессы. Как следствие – низкие продажи, разочарованные клиенты, сорванные контракты, невыполненные планы. И большую роль играют ошибки руководителя.
В связи с этим управленцам любого уровня важно постоянно удерживать в фокусе внимания коммуникационные процессы в коллективе на 3-х уровнях:
- руководитель – сотрудник
- сотрудник – руководитель
- сотрудник – сотрудник
Поскольку иногда менеджеры забывают о том, что, прежде всего, они взаимодействуют с людьми, а уже потом, при их помощи и содействии выстраивают и управляют бизнес-процессами, разрабатывают стратегию и корпоративные стандарты, намечают финансовые ориентиры, цели и задачи и прочее.
Когда сотрудники, и в первую очередь руководитель, научатся договариваться, по-настоящему слышать друг друга, грамотно предоставлять и запрашивать обратную связью, кривая бизнес-показателей устремится вверх.
С чего начать управленцу?
«Когда лодка дала течь, бери ведро и начинай первым вычерпывать воду». Это метафора очень точно характеризует образ настоящего лидера команды.
Начать следует именно с себя. Управленец, обладающий истинными лидерскими качествами, будет задавать тон сотрудникам и воодушевлять их своим личным примером. Если же первое лицо компании скуп на слова поддержки и щедр на критику, сверх меры увлечен своим «статусом начальника», не желает слышать других, чего ожидать от сотрудников?
«Хочешь что-то изменить, начни с себя» – еще один постулат эффективного руководителя.
Директивный стиль управления, при котором коммуникация, как правило, односторонняя (от руководителя к подчиненному), оправдан далеко не во всех ситуациях. Наряду с существующими канонами жесткого управления в бизнес приходит менеджмент «с человеческим лицом», который подразумевает, прежде всего, качественные изменения в коммуникациях с сотрудниками.
Признав этот факт и направив усилие на изменение своего мышления и поведения, руководитель только выиграет. В противном случае, он будет деструктором, тормозящим развитие компании.
Ошибки в коммуникации
Из наиболее часто встречающихся на практике коммуникативных ошибок, менеджера, хотелось выделить следующие:
- Игнорирование важности коммуникаций в управлении персоналом
- Ограничение общения с подчиненными рамками рабочих тем
- Позиционирование себя в коллективе с позиции «я — начальник, ты — дурак»
- Отсутствие/недостаток обратной связи с сотрудниками – входящей и исходящей
- Обратная связь в виде неконструктивной критики/похвалы и навешивание ярлыков
- Признание только своего мнения и «продавливание» его вопреки мнениям людей
- Общение с сотрудниками только через приказы
- Отношение к персоналу, как к ресурсу по принципу «сломался – заменю»
- Разделение персонала на категории «любимчики» и «все остальные»
- Поощрение стукачества и наушничества
Управленческие навыки
Если руководитель умеет грамотно поставить задачу, проводит корректирующую беседу вместо авторитарного «разбора полетов», умеет услышать и понять точку зрения сотрудника, продуктивность работы персонала возрастает в разы. Люди понимают, чего от них ждет начальник, не бояться брать на себя ответственность, мотивированы к проявлению инициативы.
Настоящим руководитель-лидер вдохновляет людей на достижение целей. А сделать это можно только через общение с людьми – прозрачное и конструктивное.
Ольга Гулая,
бизнес-тренер, фасилитатор
эксперт по технологиям бизнес-коммуникаций.
Наладить коммуникацию в компании вам поможет корпоративная программа Ольги Гулой «Эффективная бизнес-коммуникация: комплекс полезных витаминов«.
С помощью нее вы сможете:
- Выработать у сотрудников единое представление об эффективной коммуникации, ее принципов и преимуществ
- Получить практические инструменты для эффективной коммуникации
- Сформировать установку на продуктивное и конструктивное общение с коллегами и партнерами внутри и вне организации, обеспечивая решение рабочих вопросов
- Улучшить навыки взаимодействия в коллективе
- Развить у сотрудников желание и умение успешно справляться со сложными ситуациями
- Повысить мотивацию на применение в работе знаний и умений, полученных на тренинге
Посмотреть подробную программу