Бизнес-тренер Елена Елисеева рассказала о трудностях общения в пост-карантинном мире, раскрыла термин digital-эмпатия и дала 7 советов для тех, кто хочет использовать эмоциональный интеллект при общении онлайн. Забирайте и применяйте.
Искусственный интеллект не отвоевал у нас сферу эмоций. И вряд ли у него получится это сделать в ближайшем будущем.
Как и прежде, сейчас актуально прокачивать soft skills, связанные с эмоциональным интеллектом. В том числе — эмпатию.
Пока у нас не развился сколиоз с конъюнктивитом от постоянного сидения в онлайне, поговорим об особенностях digital-эмпатии. Как чувствовать людей онлайн и применять этот навык в пост-карантинном мире?
Что такое digital-эмпатия?
Я считаю, что digital-эмпатия — способность ощущать, понимать и учитывать в коммуникации эмоции, мотивы и потребности людей, выраженные онлайн.
И тут возникает ряд вопросов:
- Как продемонстрировать свои эмоции онлайн?
- Насколько точно их поймёт собеседник?
- Возможна ли вообще эмпатия вне «живого» контакта?
- Как в коммуникации онлайн возникает ощущение контакта, тепла и человечности?
Эти вопросы родились из особенностей онлайн-общения:
- В онлайне мы не видим тело и не чувствуем телесность собеседника. Не можем учесть движения, позы и запахи — невербалику, которая дает информацию об эмоциях.
- Часто собеседники анонимны или спрятаны за аватарками.
- Восприятию мешают различные барьеры, вплоть до технических помех.
Как развивать эмпатию в таких условиях?
Из практики и наблюдений за собой и онлайн-собеседниками могу выделить 7 советов. Некоторые из них вы можете применять для развития эмпатии и в цифровом, и в живом общении.
7 рабочих советов для развития эмпатии
Совет 1. Включить внутреннего Наблюдателя
В онлайн-общении мы «бестелесны», поэтому уделяйте больше внимания и произвольного интереса к собеседнику. Держите в активном режиме внутреннего Наблюдателя. Обращайте внимание на выражение лица собеседника. Попробуйте определить, что оно означает.
Подумайте, почему в этом месте диалога собеседник замолчал. Посмотрите, во что он сегодня одет. Прикиньте, чем он предположительно занимался до общения с вами.
Наблюдайте, отмечайте детали, уберите себя со сцены и настройтесь на партнёра по общению.
Совет 2. Тело – не подставка для головы
Вы не можете увидеть тело онлайн-собеседника, но можете почувствовать отклик своего тела. Как вы реагируете на слова собеседника? Почему раздражаетесь в отдельных моментах? Что означают ваши приподнятые плечи после диалога? Какую позу хочется принять, слушая собеседника?
Ваше тело подскажет вам эмоции. А они, чаще всего, в силу работы зеркальных нейронов, отражают эмоции того, кто по ту сторону экрана.
Совет 3. «Прием. Как понял?»
В живом общении иногда достаточно кивнуть для сонастройки, а в онлайне понимание лучше дается на словах. И тут отлично работает принцип «много обратной связи не бывает». Говорите с собеседником больше, чтобы он чувствовал, что вы его понимаете.
Совет 4. Лазерная речь
Когда в общении мало невербального компонента, увеличивается нагрузка на вербалику. Наши высказывания должны быть точнее и яснее.
Учитесь понятно, точно и красиво говорить: это относится и к навыкам ораторского мастерства и к культуре мышления. Кто ясно мыслит, тот ясно говорит.
Тут помогут тренинги и книги по развитию соответствующих навыков и простые практические вещи. Например, регулярное ведение дневника, чтение хорошей художественной литературы, видеозапись своих выступлений и их анализ. И, конечно, проверяйте, как вас поняли собеседники. Не стесняйтесь переспрашивать.
Совет 5. Два пишем, три в уме
Иногда за гневом стоит растерянность. За раздражением — неуверенность. За разочарованием — надежда на понимание.
Важно не реагировать эмоциями на эмоции, а уметь увидеть потребности собеседника и работать именно с ними. Особенно в сложном диалоге.
Совет 6. Невербалика онлайн
Используйте дополнительные возможности при передаче эмоций: смайлы, фотографии, голосовые сообщения, где это уместно.
Совет 7. Практикуйте самоэмпатию
Люди в онлайне не всегда демонстрируют то, что чувствуют на самом деле. Часто в соцсетях мы видим яркие фото успешного успеха и красивой жизни. Это не делает нас счастливыми и вдобавок отчуждает от контакта со своими чувствами и истинными желаниями.
Настройтесь на себя, не критикуйте себя, дайте своим эмоциям и потребностям немного заботливого внимания. Так вам будет легче проявить эмпатию к другим.
Дополнительный совет. Старайтесь всегда использовать видео при общении онлайн. Думаю, пояснения здесь не нужны.
Автор: Елена Елисеева. Бизнес-тренер, коуч, психотерапевт. Помогает руководителям и командам успешно решать конфликты, вести переговоры, внедрять изменения и повышать личную эффективность.
Редактор: Юрий Гальмаков.
Развивайте эмоциональный интеллект в своей компании
Люди управляют бизнесом, а эмоции управляют людьми. В этом естественном процессе серьезная ловушка для менеджмента организации. Каждая задача, проект, бизнес-процесс проходит через человеческие отношения и эмоций, иногда застревая и буксуя.
Осознание своих и чужих эмоций и умение направлять их в нужное русло помогают строить продуктивные отношения в любой сфере.
Работа с эмоциями при виртуальном общении обретает новые грани и острые углы.
В этом тренинге сотрудники учатся понимать эмоциональный интеллект и управлять им. От этого выигрывают и сами сотрудники, и компания, в которой они работают.