Digital-эмпатия или как чувствовать людей в режиме онлайн

Бизнес-тренер Елена Елисеева рассказала о трудностях общения в пост-карантинном мире, раскрыла термин digital-эмпатия и дала 7 советов для тех, кто хочет использовать эмоциональный интеллект при общении онлайн. Забирайте и применяйте.

Елена Елисеева

Искусственный интеллект не отвоевал у нас сферу эмоций. И вряд ли у него получится это сделать в ближайшем будущем.

Как и прежде, сейчас актуально прокачивать soft skills, связанные с эмоциональным интеллектом. В том числе — эмпатию.

Пока у нас не развился сколиоз с конъюнктивитом от постоянного сидения в онлайне, поговорим об особенностях digital-эмпатии. Как чувствовать людей онлайн и применять этот навык в пост-карантинном мире?

Что такое digital-эмпатия?

Я считаю, что digital-эмпатия — способность ощущать, понимать и учитывать в коммуникации эмоции, мотивы и потребности людей, выраженные онлайн. 

И тут возникает ряд вопросов:

  • Как продемонстрировать свои эмоции онлайн? 
  • Насколько точно их поймёт собеседник? 
  • Возможна ли вообще эмпатия вне «живого» контакта?
  • Как в коммуникации онлайн возникает ощущение контакта, тепла и человечности?

Эти вопросы родились из особенностей онлайн-общения:

  • В онлайне мы не видим тело и не чувствуем телесность собеседника. Не можем учесть движения, позы и запахи — невербалику, которая дает информацию об эмоциях. 
  • Часто собеседники анонимны или спрятаны за аватарками.
  • Восприятию мешают различные барьеры, вплоть до технических помех.

Как развивать эмпатию в таких условиях?

Из практики и наблюдений за собой и онлайн-собеседниками могу выделить 7 советов. Некоторые из них вы можете применять  для развития эмпатии и в цифровом, и в живом общении. 

7 рабочих советов для развития эмпатии

Совет 1. Включить внутреннего Наблюдателя

В онлайн-общении мы «бестелесны», поэтому уделяйте больше внимания и произвольного интереса к собеседнику. Держите в активном режиме внутреннего Наблюдателя. Обращайте внимание на выражение лица собеседника. Попробуйте определить, что оно означает. 

Подумайте, почему в этом месте диалога собеседник замолчал. Посмотрите, во что он сегодня одет. Прикиньте, чем он предположительно занимался до общения с вами. 

Наблюдайте, отмечайте детали, уберите себя со сцены и настройтесь на партнёра по общению.

Совет 2. Тело – не подставка для головы

Вы не можете увидеть тело онлайн-собеседника, но можете почувствовать отклик своего тела. Как вы реагируете на слова собеседника? Почему раздражаетесь в отдельных моментах? Что означают ваши приподнятые плечи после диалога? Какую позу хочется принять, слушая собеседника? 

Ваше тело подскажет вам эмоции. А они, чаще всего, в силу работы зеркальных нейронов, отражают эмоции того, кто по ту сторону экрана.

Совет 3. «Прием. Как понял?»

В живом общении иногда достаточно кивнуть для сонастройки, а в онлайне понимание лучше дается на словах. И тут отлично работает принцип «много обратной связи не бывает». Говорите с собеседником больше, чтобы он чувствовал, что вы его понимаете. 

Совет 4. Лазерная речь

Когда в общении мало невербального компонента, увеличивается нагрузка на вербалику. Наши высказывания должны быть точнее и яснее.

Учитесь понятно, точно и красиво говорить: это относится и к навыкам ораторского мастерства и к культуре мышления. Кто ясно мыслит, тот ясно говорит. 

Тут помогут тренинги и книги по развитию соответствующих навыков и простые практические вещи. Например, регулярное ведение дневника, чтение хорошей художественной литературы, видеозапись своих выступлений и их анализ. И, конечно, проверяйте, как вас поняли собеседники. Не стесняйтесь переспрашивать. 

Совет 5. Два пишем, три в уме

Иногда за гневом стоит растерянность. За раздражением — неуверенность. За разочарованием — надежда на понимание. 

Важно не реагировать эмоциями на эмоции, а уметь увидеть потребности собеседника и работать именно с ними. Особенно в сложном диалоге.

Совет 6. Невербалика онлайн 

Используйте дополнительные возможности при передаче эмоций: смайлы, фотографии, голосовые сообщения, где это уместно.

Совет 7. Практикуйте самоэмпатию

Люди в онлайне не всегда демонстрируют то, что чувствуют на самом деле. Часто в соцсетях мы видим яркие фото успешного успеха и красивой жизни. Это не делает нас счастливыми и вдобавок отчуждает от контакта со своими чувствами и истинными желаниями. 

Настройтесь на себя, не критикуйте себя, дайте своим эмоциям и потребностям немного заботливого внимания. Так вам будет легче проявить эмпатию к другим.

Дополнительный совет. Старайтесь всегда использовать видео при общении онлайн. Думаю, пояснения здесь не нужны. 


Автор: Елена Елисеева. Бизнес-тренер, коуч, психотерапевт. Помогает руководителям и командам успешно решать конфликты, вести переговоры, внедрять изменения и повышать личную эффективность.

Редактор: Юрий Гальмаков

Развивайте эмоциональный интеллект в своей компании

Люди управляют бизнесом, а эмоции управляют людьми. В этом естественном процессе серьезная ловушка для менеджмента организации. Каждая задача, проект, бизнес-процесс проходит через человеческие отношения и эмоций, иногда застревая и буксуя.

Осознание своих и чужих эмоций и умение направлять их в нужное русло помогают строить продуктивные отношения в любой сфере.

Работа с эмоциями при виртуальном общении обретает новые грани и острые углы.

В этом тренинге сотрудники учатся понимать эмоциональный интеллект и управлять им. От этого выигрывают и сами сотрудники, и компания, в которой они работают.

Познакомиться с тренингом