Фасилитация как эффективная технология решения бизнес-задач

Современный мир подвержен нестабильности и изменениям. Динамика рынка побуждает компании к повышению адаптивности и высокой гибкости. Все большую ценность для бизнеса приобретает «человеческий капитал» (human capital), готовность персонала к саморазвитию, способность генерировать и внедрять новые идеи..ТОП- менеджеры, нацеленные на активное развитие организации и лидерство в отрасли, готовы к серьезным инвестициям в создание пространства для эффективной работы коллективного интеллекта.

Те, кто работает вместе, одержат победу, идет ли речь о футбольной команде или о решении проблем современного бизнеса (В. Ломбарди)

В связи с этим ценным инструментом для поиска и принятия бизнес-решений по актуальным для компании вопросам (от совещаний и проектной работы до стратегических сессий и масштабных конференций) могут стать технологии фасилитации.

Что такое фасилитация

Фасилитация (англ. facilitate – «облегчать, помогать») – метод взаимодействия внутри группы, процесс оказания содействия группе в выполнении конкретной задачи, решении проблемы или достижения соглашения всех заинтересованных участников.

Первостепенную роль в этом процессе играет фасилитатор, который является организатором групповой работы, помогает участникам прийти к единому вИдению и результату, обеспечивает эффективность обсуждения и предотвращает неоправданные потери времени.

Применение инструментов и техник фасилитации способствует возникновению синергетического эффекта у команды, повышает вовлеченность каждого участника процесса, раскрывает его потенциал.

Преимущества фасилитации как метода группового обсуждения

Фасилитационная сессия — это универсальная технология коллективного обсуждения, планирования, решения проблем, с качественной проработкой актуальных вопросов и достижением результатов за ограниченное период времени. Это происходит за счет:

  • Фокусировки на ключевом вопросе/ проблеме/ теме;
  • Применения четких алгоритмов;
  • Возможности рассмотреть вопрос с разных точек зрения;
  • Выявления рационального и интуитивного опыта участников;
  • Принятия всех идей;
  • Возможности «выйти за рамки», расширить горизонты мышления;
  • Продуктивной рабочей атмосферы.

Результат фасилитационной сессии есть всегда и для каждой компании он уникален!

В штате многих зарубежных организаций и компаний уже давно работают профессиональные фасилитаторы.

Кроме того, за последнее десятилетие технологии фасилитации получили заслуженное признание и в компаниях, работающих в странах пост — советского пространства, в том числе и в Украине. Десятки отечественных компаний смогли осознать эффективность и преимущества данного подхода. О фасилитации заговорили как об одной из технологий организационного развития, поскольку метод успешно адаптируется под запросы бизнеса, учитывает его нужды и потребности, приносит ощутимые результаты.

Какие бизнес- задачи помогает решить фасилитация

  • Вывод компании на новый уровень развития;
  • Выработка ценностей компании;
  • Анализ и оптимизация бизнес-процессов;
  • Разработка стратегии, проектных планов, каскадирование задач;
  • Позиционирование своего функционального направления;
  • Мобилизация сотрудников для быстрого решения актуальной бизнес- задачи;
  • Оценка возможности и эффективности действий при решении значимых бизнес- задач;
  • Мотивация персонала на достижение нужных результатов;
  • Формирование команды за счет высокой вовлеченности в процесс;

Характерным отличием метода является его наглядность. В ходе работы все предложения и принимаемые решения фиксируются на бумаге, крепятся на фасилитационную стену, отображаются на фотографиях, и предусматривают дальнейшие обязательные организационные изменения в компании. Детальная визуализация процесса и результатов фасилитации позволяет в любой момент обратиться к ее полной, не редактированной версии.

fasilitacija_gulaja

Результатами фасилитации для компаний являются

  • Готовые решения;
  • Конкретный план действий;
  • Ответственность участников за результаты фасилитации;
  • Вовлеченность участников в реализацию решений;
  • Высокая мотивация персонала;
  • Участие каждого в жизни команды / коллектива;

Сферы применения фасилитации

В зависимости от целей и задач компании, а также благодаря своей универсальности, фасилитация, как технология, применима для решения широкого спектра вопросов, которые требуют группового участия в обсуждении.

Таковыми являются:

  • Стратегические сессии;
  • Конференции и семинары;
  • Разработка бизнес-процессов и стандартов;
  • Планирование проектов;
  • Создание новых продуктов, генерация идей;
  • Фокус — группы;
  • Встречи и совещания;
  • Выступления, презентации;
  • Мероприятия, направленные на сплочение команды.

Таким образом, фасилитация обеспечивает эффективность через грамотно организованный процесс обсуждения, выработку конкретных планов и действий, вовлеченность всех участников, и осознание ими меры персональной ответственности за осуществление принятых решений.

olga_gulajaОльга Гулая,
бизнес-тренер, фасилитатор
эксперт по технологиям бизнес-коммуникаций.

Ольга Гулая, эксперт по технологиям бизнес-коммуникаций Google