Современный мир подвержен нестабильности и изменениям. Динамика рынка побуждает компании к повышению адаптивности и высокой гибкости. Все большую ценность для бизнеса приобретает «человеческий капитал» (human capital), готовность персонала к саморазвитию, способность генерировать и внедрять новые идеи..ТОП- менеджеры, нацеленные на активное развитие организации и лидерство в отрасли, готовы к серьезным инвестициям в создание пространства для эффективной работы коллективного интеллекта.
Те, кто работает вместе, одержат победу, идет ли речь о футбольной команде или о решении проблем современного бизнеса (В. Ломбарди)
В связи с этим ценным инструментом для поиска и принятия бизнес-решений по актуальным для компании вопросам (от совещаний и проектной работы до стратегических сессий и масштабных конференций) могут стать технологии фасилитации.
Что такое фасилитация
Фасилитация (англ. facilitate – «облегчать, помогать») – метод взаимодействия внутри группы, процесс оказания содействия группе в выполнении конкретной задачи, решении проблемы или достижения соглашения всех заинтересованных участников.
Первостепенную роль в этом процессе играет фасилитатор, который является организатором групповой работы, помогает участникам прийти к единому вИдению и результату, обеспечивает эффективность обсуждения и предотвращает неоправданные потери времени.
Применение инструментов и техник фасилитации способствует возникновению синергетического эффекта у команды, повышает вовлеченность каждого участника процесса, раскрывает его потенциал.
Преимущества фасилитации как метода группового обсуждения
Фасилитационная сессия — это универсальная технология коллективного обсуждения, планирования, решения проблем, с качественной проработкой актуальных вопросов и достижением результатов за ограниченное период времени. Это происходит за счет:
- Фокусировки на ключевом вопросе/ проблеме/ теме;
- Применения четких алгоритмов;
- Возможности рассмотреть вопрос с разных точек зрения;
- Выявления рационального и интуитивного опыта участников;
- Принятия всех идей;
- Возможности «выйти за рамки», расширить горизонты мышления;
- Продуктивной рабочей атмосферы.
Результат фасилитационной сессии есть всегда и для каждой компании он уникален!
В штате многих зарубежных организаций и компаний уже давно работают профессиональные фасилитаторы.
Кроме того, за последнее десятилетие технологии фасилитации получили заслуженное признание и в компаниях, работающих в странах пост — советского пространства, в том числе и в Украине. Десятки отечественных компаний смогли осознать эффективность и преимущества данного подхода. О фасилитации заговорили как об одной из технологий организационного развития, поскольку метод успешно адаптируется под запросы бизнеса, учитывает его нужды и потребности, приносит ощутимые результаты.
Какие бизнес- задачи помогает решить фасилитация
- Вывод компании на новый уровень развития;
- Выработка ценностей компании;
- Анализ и оптимизация бизнес-процессов;
- Разработка стратегии, проектных планов, каскадирование задач;
- Позиционирование своего функционального направления;
- Мобилизация сотрудников для быстрого решения актуальной бизнес- задачи;
- Оценка возможности и эффективности действий при решении значимых бизнес- задач;
- Мотивация персонала на достижение нужных результатов;
- Формирование команды за счет высокой вовлеченности в процесс;
Характерным отличием метода является его наглядность. В ходе работы все предложения и принимаемые решения фиксируются на бумаге, крепятся на фасилитационную стену, отображаются на фотографиях, и предусматривают дальнейшие обязательные организационные изменения в компании. Детальная визуализация процесса и результатов фасилитации позволяет в любой момент обратиться к ее полной, не редактированной версии.
Результатами фасилитации для компаний являются
- Готовые решения;
- Конкретный план действий;
- Ответственность участников за результаты фасилитации;
- Вовлеченность участников в реализацию решений;
- Высокая мотивация персонала;
- Участие каждого в жизни команды / коллектива;
Сферы применения фасилитации
В зависимости от целей и задач компании, а также благодаря своей универсальности, фасилитация, как технология, применима для решения широкого спектра вопросов, которые требуют группового участия в обсуждении.
Таковыми являются:
- Стратегические сессии;
- Конференции и семинары;
- Разработка бизнес-процессов и стандартов;
- Планирование проектов;
- Создание новых продуктов, генерация идей;
- Фокус — группы;
- Встречи и совещания;
- Выступления, презентации;
- Мероприятия, направленные на сплочение команды.
Таким образом, фасилитация обеспечивает эффективность через грамотно организованный процесс обсуждения, выработку конкретных планов и действий, вовлеченность всех участников, и осознание ими меры персональной ответственности за осуществление принятых решений.
Ольга Гулая,
бизнес-тренер, фасилитатор
эксперт по технологиям бизнес-коммуникаций.
Ольга Гулая, эксперт по технологиям бизнес-коммуникаций Google