Игровой подход в обучении: инструкция к применению

«Что наша жизнь? – Игра!» Казалось бы, набившее оскомину выражение. При этом все больше напоминающее нам, что переменчивый современный мир уже не может быть «опознан» только с помощью знания, которому всегда надо больше времени, чтобы стать направляющим. А как познавать мир, когда соответствующего неопознанной ситуации знания нет? Видимо, так же, как это делает ребенок… Играть! Играть здесь и сейчас. Играть для ребенка — значит действовать, стремиться к осуществлению своих желаний, ощущать, воспринимать и творчески воссоздавать мир в своем воображении.

Ситуация на многих рынках очень быстро меняется и очевидно, что это требует от корпоративных сотрудников соответствующих новых компетенций.

М. Линдгрен и Х. Бандхольд на основе анализа успешных современных компаний выявили три компетенции, влияющие на способность организации к преуспеванию при неопределенности:

  • способность работать с будущим (определяется не только созданием футурологических подразделений и мероприятий по конструированию будущего, но и культуры);
  • игровое экспериментирование;
  • построение связей и сетей.

igrovie_kompetencii

Мы отметили для себя при наблюдении за участниками игр, что игра дает возможность разрабатывать различные стратегии в зависимости от разных сценариев развития событий, на которые влияют другие участники, усугубляя динамическую неопределенность.

Участники адаптируются в игре посредством импровизации, постоянного экспериментирования и обучения на собственном опыте. Устойчивость к изменениям у тех, кто достиг поставленных перед собой игровых целей, формируется благодаря поддержке доверия и образованию в игре союзов, командного духа и приверженности поставленной самим себе цели.

Залогом успеха в игре был постоянный поиск баланса между этими тремя факторами, то есть вовлечение сотрудников в сценарный анализ и поиск лучших стратегий, экспериментирование по ходу игры, а также формирование своего социального капитала – развитие социальных сетей обмена идеями, доверия и вовлеченности.

Для подтверждения, чем именно могут быть полезны игры для корпоративного обучения и какие именно задачи могут решать, мы провели серию открытых моделирующих игр «Игры Лидеров» для внутренних экспертов T&D и HR рынка Украины и бизнес-консультантов.

igri_liderov1

Цели использования моделирующих игр в компании:

1. Стратегическая:

  • Оценка на жизнеспособность стратегии компании, прогнозирование рыночных изменений и соответствия компетенций персонала планируемой стратегии;
  • Игра как один из модулей стратегической сессии (разведка боем – отыгрывание модели планируемой стратегии или проверка ее на слом конкурентами);
  • Отработка готовых бизнес-стратегических решений и наблюдение за реализацией выбранной стратегии в модели;
  • Проверка гипотез стратегий, принятие решений;
  • Выделение базовой мета-стратегии существующей топ-команды.

2. Оценочная:

  • Для оценки персонала по различным компетенциям в период испытательного срока или для других целей компании;
  • Оценка кандидатов на вакансию (на этапе отбора);
  • Самодиагностика – увидеть свои сильные и слабые стороны в разных поведенческих и стратегических моделях;
  • Выявление «разницы» в компетенциях (осознание соотношения индивидуальных стратегий со стратегическими требованиями компании или рынка).

3. Синергетическая с тренингами

  • Проблематизация участников для последующей отработки навыков в тренинговом формате (стратегии переговоров, стратегии продаж, стандарты коммуникации), актуализация проблемных моментов, мотивация к обучению — до тренингов и/или после.

4. Управленческая (управление компетенциями):

  • Развитие менеджерских и лидерских компетенций (стратегического мышления и формирование целостного восприятия бизнеса компании);
  • Развитие стрессоустойчивости;
  • Развитие кадрового резерва (талантов);
  • Развитие руководителей как личностей.

5. Имиджевая:

  • Навыки работы с имиджем и рейтингом себя, компании (популяризация рабочего места в компании (для студентов), монетизация социального капитала).

6. Мотивационная:

  • Новая (альтернативная) форма обучения;
  • Мотивация к обучению в комплексных программах обучения (в том числе кадрового резерва) – как в начале программы для актуализации потребностей в обучении, так и в финале программы — для сбора полученного багажа знаний и умений;
  • Проверка систем мотивации для последующего согласования и утверждения.

7. Командообразующая:

  • Выявление позиционных групп в организации;
  • Отработка взаимодействия, отдельных ролевых поведенческих стратегий участников в проекте перед его стартом (прогнозирование возможного поведения участников проекта и его возможных достижений);
  • Поднятие командного духа через совместную игровую деятельность.

8. Креативная

  • Генерация новых идей сотрудниками, возникших в ходе игрового действия (хорошо сочетается с последующей фасилитацией для вовлечения всех участников к выработке решений).

igri_liderov2

Кому могут быть полезны игровые форматы?

  • Лидерам, среднему и топ-менеджменту;
  • Техническим работникам (для лучшего понимания бизнеса компании);
  • Специалистам по корпоративному управлению;
  • Кадровому резерву;
  • Представителям отделов продаж всех уровней;
  • Кризис-менеджерам;
  • Агентам изменений в компании.

Что развивает игровой формат у участников?

Наряду с очевидными коммуникационными, переговорными, стратегическими и целеполагающими навыками, совершенствующимися в игре комплексно, есть и специфические:

  • навыки кроссфункционального взаимодействия;
  • навыки работы со стрессом;
  • аналитические навыки оперирования значительным массивом данных;
  • навыки построения сетей, связей;
  • навыки стратегического мышления;
  • навык быстрой адаптации к новым информационным потокам;
  • навык системного видения различных процессов и взаимодействия.

Кроме того, в отличие от тренингов, игра позволяет оценивать и развивать не отдельные навыки по фрагментам, а их комплекс благодаря сложным взаимодействиям и процессам. Также более четко просматривается связь владения навыком с достижением/недостижением результата в игре, что выгодно отличает моделирующие игры от подвергаемого критике бизнеса обучения ради обучения.

igri_liderov3

Приведем также примеры запросов клиентов, задачи которых позволяет решать успешный формат игры:

Запрос: Клубный формат развития сотрудников. Встречи на периодической основе.

Специфика игр от NRG: Широкий ассортимент позволяет реализовать последовательный формат серии игр. Опыт предыдущей игры передается в следующую игру, и участник может либо еще раз сыграть в ту же игру на более глубоком уровне, повышая степень сложности задач и целей на игру, либо попробовать себя в новой игре. Моделирующие игры развивают управленческую рефлексию и выявляют сильные и слабые зоны (анализ для последующего развития).

Запрос: Сотрудники консультируют клиентов разных рынков, с разными моделями бизнеса. Важно развить навык гибкой адаптации под специфику рынка клиента и определять необходимые компетенции для взаимодействия с такими клиентами.

Механика каждой игры разработана под разные бизнесы. В зависимости от установки на игру, актуализируются различные компетенции: навыки лидерства, коммуникации, принятия решений в стрессовых ситуациях, проактивность, стратегии переговоров и решения конфликтных ситуаций, формирование команды и т.д.

Запрос: Формирование проактивности как стратегически важной компетенции для позиции сотрудников.

«Игры Лидеров» – это единственный формат игр в Украине, в отличие от симуляций, в которых участники ставят собственные цели, а не реактивно решают поставленные условиями игр задачи.

Запрос: Дать управленцам возможность думать как собственники компаний

Игра позволяет участнику на себе прочувствовать ответственность руководителя компании за результаты её деятельности.

Запрос: Развитие лидерских компетенций в рамках комплексной программы развития лидеров

Игра развивает комплекс лидерских компетенций. В зависимости от модели компетенций заказчика моделируется установка на игру.

Запрос: В связи с изменением оргструктуры компании необходимо подготовить сотрудников к изменениям, улучшить их неформальное взаимодействие для более быстрой и комфортной адаптации в новых условиях.

Игры масштабируются на необходимое количество команд участников, встраиваются активности, требующие от участников кооперации, умения распределять задачи, слаженно взаимодействовать как внутри своей команды, так и с представителями других команд.

Запрос: Интерес к формату Action Learning — обучение действием, посредством проживания ситуаций, решения проблемных и креативных задач, получения соответствующих знаний, направленной групповой обучающей работы.

Игра по своему обучающему эффекту может быть отнесена к Action Learning.
Рекомендуем также Blended Learning – формат (сочетание фасилитация-игра-action learning) как многофункциональный инструмент повышения уровня компетенций участников.

* * * * * * *

Традиционные тренинги хорошо работают с навыком, когда есть четкое понимание, каким он должен быть для стабильного результата. В ситуациях, когда стандартные подходы и навыки не срабатывают, нужны новые методы. Уже сегодня, и в ближайшем будущем, на передний план выходят моделирующие игры, позволяющие выявить компетенции, которые станут востребованными для успеха в новой ситуации, и актуализировать участникам важность их развития.

Играть в бизнесе – значит рисковать, анализировать, планировать и снова рисковать, стремясь к достижению своих целей. И хоть риск — благородное дело, однако стоить порой оно может очень дорого, особенно, если мы ошиблись в расчетах. Можно ли «подстраховать» себя и компанию на бизнес-рынке? 100% гарантий не существует, но попробовать можно — в Игре, в смоделированной игровой бизнес-ситуации.

Эксперты: Андрей Станченко, Ольга Симоходская, Ирина Литвин

Отзывы об игре:

Елена Скляренко, Менеджер по обучению и развитию ППсИИ «Империал Табако Юкрейн»

Сегодня многие компании сталкиваются с тем, что стандартных тренингов недостаточно для решения сложных задач. Информацию можно найти везде: в тренингах, бизнес-школах, книгах и многочисленных интернет-ресурсах.

Бизнес-игра – качественно другой способ развития: за короткий промежуток времени участники успевают на практике осознать свои сильные и слабые стороны, и в каждом новом раунде сразу попробовать новую модель поведения и отследить результат.

«Игры Связи» Андрея Станченко – продуманная, динамичная и достаточно сложная игра, позволяющая максимально приблизить условия к реальностям рынка и в концентрированном виде отработать множество возможных стратегий поведения как для производителя товаров или услуг, так и для ритейлоров. Условия игры таковы, что скучать не придется никому – игра вовлекает, зажигает азарт и остается напряженной до самого финала.

Важной частью игры является финальная фасилитация, в процессе которой участники могут не только озвучить и осмыслить свои выводы, но и получить новые знания от тренера, который поделится своими наблюдениями за ходом игры и приведет к порой неожиданным выводам и инсайтам.

Руководитель T&D-университета NRG: Андрей Станченко