Ценности компании, примеры ценностей организации
Основные ценности, жизненные планы сотрудников компании могут в большой мере реализоваться через повышение эффективности, рост и развитие бизнеса.
Поэтому перспективы нашего бизнеса – это перспективы каждого из нас.
В той степени, в какой Компания будет успешной, в той степени у сотрудников будут расти квалификация, доходы, карьера, удовлетворённость своим трудом и атмосферой в коллективе. Иначе говоря, интересы наших людей прямо связаны с целями Компании.
Ниже представлен пример ценностей реальной коммерческой компании.
1. Структура ценностей Компании
Развитие подразделений Компании строится на основе двух групп общефирменных ценностей:
- Базовые, ориентация на которые обеспечивает необходимый уровень эффективности фирмы;
- Высшие, ориентация на которые даёт фирме энергию прорыва, опережения, лидерства на рынке.
Каждая группа включает в себя ценности – одну ведущую (выделены) и поддерживающие.
Базовые ценности:
- Управляемость
- Достижительность
- Командность
- Темп (ценность времени)
Высшие ценности:
- Проактивность
- Инновационность
- Клиентность
- Конкурентность
Далее раскрываются содержание каждой из этих ценностей, правила и меры для её реализации.
2. Базовые ценности Компании
Управляемость
– своевременное достижение поставленных целей, согласованность целей и действий сотрудников.
- Цели и приоритеты Компании доводятся до каждого подразделения применительно к специфике его должности.
- Все руководители и сотрудники оцениваются по их конкретному вкладу в результаты работы Компании.
- Меньше заданий – больше правил. Это значит, что больше приказов и распоряжений должны заменяться упорядочением бизнес-процессов, функций, целей, критериев оценки и т.п.
- Не давать задания, не поощрять и не наказывать сотрудника через голову его непосредственного руководителя.
- По мере изменения целей и условий работы Компании меняются функции и мотивация сотрудников.
- При постановке задачи руководитель вправе рассчитывать на выполнение сроков по первому предъявлению. Без напоминаний. Без промежуточного контроля. В случае непредвиденных обстоятельств, влияющих на срок исполнения задачи, сотрудник должен немедленно поставить руководителя в известность и, если необходимо, других участников бизнес-процесса.
- Сотрудник, провоцирующий пошаговый контроль по отношению к себе, считается затратным.
Достижительность
– обеспечение реальных результатов, повышение эффективности на каждом рабочем месте.
- Отчитываемся результатами, а не мероприятиями.
- Оцениваем и поощряем не столько за стаж, сколько за достижения.
- В определении каждой функции сотрудника указываются критерии оценки её выполнения.
- Право на ошибку: ошибка не крах, а опыт. Из каждой ошибки извлекаем уроки.
- Ошибки не повторяем.
Командность
– согласованность целей и действий сотрудников в доброжелательной атмосфере.
Девиз: мы здесь все друг другу клиенты.
- Взаимозаменяемость: если кто-то отсутствует, остальные берут его функции на себя.
- Отношения между руководителем и подчинённым строим не по принципу «Родитель – Дитя», а по принципу «Взрослый – Взрослый».
- Если у тебя появляется информация, интересная другому сотруднику – передай ему немедля.
- Не перекладывай на другого то, что входит в твои обязанности.
- Не отказываем в помощи другим.
- Разногласия преодолеваем без конфликтов.
- Ошибся – разберёмся, обманул – разойдёмся.
- Поощрения у нас существенно преобладают над наказаниями.
- Между фирмой и сотрудниками действует принцип взаимной ответственности за нанесённый ущерб.
- Берём сотрудников не столько на должность, сколько на фирму. Если ценному сотруднику не подходит конкретная должность, мы найдём ему достойное место в Компании.
- Руководитель планирует как должностную, так и внедолжностную карьеру своих подчинённых.
- Не пугайте наших «белых ворон» (нестандартные суждения воспринимаем конструктивно).
- Критикуем не человека, а действия.
- У нас каждый в чём-то «жираф» (ожидаем и признаём индивидуальное превосходство каждого в каком-то отношении).
- Взаимная обязательность всех и во всём.
- Вместо «Ты меня неправильно понял» говори «Я непонятно сказал».
Темп (ценность времени)
– скорость осуществления необходимых изменений, экономия времени своего и общего.
Девиз: мы скупы на время – не возобновляемый
и всегда дефицитный ресурс.
- Сроки соблюдаются без напоминаний. Сотрудник, которому приходится напоминать о сроках, считается слишком затратным.
- Нет задач без сроков выполнения.
- Назначенные даты, часы, минуты у нас понимаются буквально, а не ориентировочно. Несоблюдение их – удар по престижу.
- Выполнение объемных работ стадируется по времени с соответствующими датами.
- Устанавливаем приоритеты по срочности.
- Потери времени имеют денежный эквивалент и могут оцениваться как конкретный ущерб делу.
- Темп не должен достигаться за счёт качества.
- Сопоставляем и синхронизируем темпы развития рынка, Компании, подразделения, сотрудника.
3. Высшие ценности Компании
Проактивность
– упреждающее воздействие на рынок, умение пресечь нежелательные тенденции и ускорить желательные. Не идти за спросом – быть впереди него.
- Важнейший признак квалификации руководителя – умение предвидеть. Оно оценивается.
- Лучший = проактивный.
- Периодически оценивать себя из будущего. Над чем нашим сегодняшним мы будем смеяться? О чём несделанном сегодня мы будем сожалеть?
- Каждый творческий сотрудник имеет личный VISION (образ желаемого будущего в Компании).
- Важнейший критерий подбора новых сотрудников – проактивные склонности.
Инновационность
– открытость и готовность к изменениям, успешность нововведений.
Девиз: нет ничего, что нельзя улучшить.
- Регулярно пополняем инновационный банк Компании.
- Перспективные инновации реализуются через механизм временных целевых групп.
- Поощряем новые идеи.
- У каждой идеи есть автор.
- Принимая инновационное предложение сотрудника, Компания берёт на себя риски по его реализации.
- Инновационность – признак творческого сотрудника и критерий оценки.
Клиентность
– умение расширять и развивать приоритетные группы клиентов.
- У всех сбытовых подразделений есть критерии приоритетности их клиентов.
- Всё большее число приоритетных клиентов превращаем в наших приверженцев.
- Потеря приоритетного клиента – чрезвычайное событие, которое специально расследуется.
- Проводим паспортизацию приоритетных клиентов.
- Уход сотрудника не означает потерю клиента.
- Не говорить клиенту «нет», а предлагать варианты.
- Если сотрудник нанёс убыток Компании – разберёмся, но если он нанёс ущерб репутации Компании – не простим.
Конкурентность
– умение создавать конкурентные преимущества на рынках клиентов, поставщиков и труда.
Девиз: уважай, знай и превосходи конкурента.
- Подразделения Компании регулярно проводят сравнение с конкурентами.
- Сбытовые и снабженческие подразделения, служба персонала постоянно оценивают фокусы конкуренции соответственно на рынках клиентов, поставщиков и труда.
- Названные подразделения регулярно оцениваются по созданию и развитию конкурентных преимуществ.
- Раз в квартал коллективно отвечаем на вопросы: — в чём и почему мы отстаём от сильнейших? — кто из наших конкурентов сейчас маяк для нас и в чём?
Соблюдение данного Кодекса обязательно для всех сотрудников Компании. Оценка деятельности сотрудника включает в себя так же и соответствие названным здесь ценностям и правилам.
Настоящий текст Идеологии и Кодекса Компании подлежит периодическому обновлению и развитию.
Кейс по материалам А.И. Пригожина подготовил Андрей Станченко
Если в Вашей компании грядут перемены, рекомендуем Вам бесплатно получить электронное пособие «Управление изменениями. Обзор методов и инструментов«.