Андрей Станченко, руководитель T & D университета компании NRG
Леонид Богданов, эксперт по стратегическому развитию организаций компании NRG
Мир, в котором мы живем, отчетливо меняется, становится все более изменчивым и непредсказуемым. VUСA world — это уже устоявшийся термин, люди живут и работают в этой неопределенности. Руководителю современных компаний приходится управлять своим бизнесом так, чтобы можно было адаптироваться к постоянно меняющемуся миру. В этой статье представляем материалы, которые были представлены HR-сообществу на конференции международной Ассоциации по развитию талантов (Association for Talent Development, ATD).
ATD ежегодно проводит конференцию для профессионалов по обучению и развитию из разных стран мира, где обсуждаются опыт практиков и последние тренды в области обучения и развития. В этом году встреча проходила в американском городе Денвер (штат Колорадо), где собралось более 10 тыс. участников.
На конференции АTD всегда приглашают блестящих спикеров. Например, среди участников конференции ATD-2016 был Саймон Сайнек (Simon Sinek) — третий в рейтинге просмотров в TED. Многим менеджерам известна его книга «Начни с вопроса почему». Еще одна «звезда» конференции — Джереми Гатч (Jeremy Gutsche), создатель сайта www.trendhunter.com, на котором отслеживаются новые тренды практически во всех областях жизни: технологии, мода, наука, экономика… В своем выступлении он привел интересные примеры того, как успех в прошлом может вредить в будущем.
Какие темы обсуждались на конференции?
.
Оттачивать мастерство, увеличивать силу, делать из профессионалов супермастеров — именно в это готовы сегодня вкладывать ресурсы крупные компании. Как отмечал гуру менеджмента Питер Друкер, «переход от некомпетентности к посредственности отнимает существенно больше энергии и сил, чем доведение первоклассного исполнения до совершенства». Поэтому в нестабильном мире бизнес делает ставку на рост отдачи от корпоративных талантов. Соответственно профессионалы обсуждали:
На конференции эти проблемы рассматривались с точки зрения содержания и технологий обучения.
Обсуждение содержания обучения очень сильно сдвинулось в сторону neuroscience — использования достижений, связанных с изучением работы мозга — от нейрофизиологии до неврологии. После Всемирного экономического форума в Давосе стало понятно, что большая часть «компетенций будущего» являются когнитивными (связаны с мышлением). Сейчас в обучении на первые роли выходит понимание специфики мышления, применение на практике особых навыков, востребованных в бизнесе. Неудивительно, что к работе в корпоративных университетах и центрах обучения активно привлекают ученых: рекомендации по разработке обучающих программ базируются на результатах научных исследований.
Конечно, определенный разрыв между достижениями neuroscience и их практическим применением в обучении сохраняется. Это хорошо видно на примере исследований, связанных с нейромедиаторами — биологически активными химическими веществами (серотонин, окситоцин, дофамин и пр.), посредством которых нервные клетки обмениваются электрическими импульсами. Каждый из нейромедиаторов отвечает за определенные аспекты мотивации человека. Ранее все подобные эффекты (признание, причастность, вовлеченность и т. д.) объяснялись только на эмпирическом уровне. Но до разработки практических рекомендаций — как повышать уровень нейромедиаторов в крови сотрудника — пока далеко. Что уже понятно:
Тем не менее, первый шаг уже сделан: научные открытия показывают, куда двигаться дальше. Теперь нужно понять, как использовать эти знания в работе специалистов по обучению и развитию. Например, уже сегодня с помощью современных технологий можно наблюдать за процессами, происходящими в мозгу. Это побудило ученых:
Исследователи выделяют четыре вида бизнес-среды (frameworks):
Сегодня бизнес работает в комплексной среде, отличительными особенностями которой являются:
Какие компетенции будут решающими для успешной адаптации компании к столь сложной среде? На Давосском экономическом форуме в 2015 году были выделены ключевые компетенции, важные для успеха бизнеса в ближайшем будущем (см. табл. 1). Изменения в списке приоритетов — результат понимания направления изменений бизнес-среды. В 2020 году (это очень близко!) конкурентные преимущества и лидерство компаниям обеспечат когнитивные (ментальные) компетенции — навыки мышления и творческие способности, от которых зависит возможность эффективно адаптироваться к изменениям. А значит, именно эти компетенции будут в фокусе программ развития для современных руководителей.
Рассмотрим подробнее ведущие компетенции из давосского списка — как они адаптируются к бизнес-среде.
Критическое мышление (critical thinking). Первым понятие «рефлексивное мышление» ввел известный американский педагог Джон Гилаи. После опубликования в 1980 году доклад «Нация в опасности» критическое мышление стало важной составляющей всех уровней образования в США. С 2009 года отмечается значительный рост числа публикаций на эту тему: люди стараются найти ответ на вопрос: «Что привело к кризису?».
Что такое критическое мышление? Это система суждений, которая используется для анализа событий и формулирования обоснованных выводов. Критическое мышление позволяет выносить объективную оценку, давать правильные интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к анализу проблем и текущей ситуации. Разницу между критическим и «автоматическим» (обыденным) мышлением можно проиллюстрировать с помощью рисунка 1.
Эксперты выделяют следующие признаки (поведенческие индикаторы) критического мышления:
Как можно выработать у себя (у обучающихся) навыки критического мышления?
Что дают навыки критического мышления руководителям? Возможность:
Еще один важный признак критического мышления — sense making, способность находить/создавать смыслы. Особенно важно это умение сегодня ведь количество больших массивов данных (Big Data) растет экспоненциально. Все они нуждаются не только и даже не столько в обработке, сколько в интерпретации и осмыслении выявленных закономерностей. Руководитель, который может «вытащить» смыслы из накопленной информации и сделать правильные выводы — огромная ценность для бизнеса. К сожалению, у наших менеджеров это качество пока встречается редко.
Креативное мышление (creative thinking). Креативность — это способность к нестандартному мышлению и поведению, постоянному осознанию и творческому развитию своего опыта. Креативность нужна для:
В чем проявляется креативность?
Развитое креативное мышление предполагает наличие способностей:
Креативное мышление позволяет:
В качестве примера можно привести дизайн-мышление (design thinking) или дизайн, ориентированный на человека (human-centered design). Это методология решения инженерных, деловых и прочих задач, основывающаяся на творческом, а не аналитическом подходе, приоритетом которой являются потребности и ограничения клиентов. Дизайн-мышление нацелено на создание принципиально нового решения, а значит, необходимо знать предысторию возникновения проблемы.
В цикле дизайн-мышления эксперты выделяют несколько базовых шагов (см. рис. 2):
Важным аспектом использования дизайн-мышления является налаживание диалога — между компанией и клиентом, а также внутри команды. Чаще всего самые продуктивные решения находят команды:
Дизайн-мышление предполагает постоянные итерации (между членами команды, с клиентами и стейкхолдерами), то есть, в определенном смысле, это противоположность метода benchmarking. По сути, итерационные процедуры заимствованы из методологии agile- и scrum-подхода, пришедших в бизнес из ИТ. Но управленческая мысль идет дальше: обобщив опыт использования agile-методологии, эксперты выделили специфическую компетенцию (см. табл. 2), которая необходима для всех инноваторов, не только в ИТ — «гибкость» (agility). По данным исследования, о котором рассказывали докладчики конференции АTD-2016, компании, где многие сотрудники обладают этой компетенцией, на 25% более прибыльны, чем те, где развитию гибкости не придают значения.
Когнитивная гибкость (cognitive flexibility). Это способность переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вопросов одновременно. Кроме того, когнитивная гибкость включает навык работы с парадоксами или «полярностями». Полярности — это парные категории, которые не позволяют решить проблему без учета противоположного «полюса» (пример такой пары в бизнесе — «глобальный — локальный»). Именно способность видеть полярность является тем «спусковым крючком», который запускает процесс творчества, приводящий к прорывным идеям.
Когнитивная гибкость также предполагает:
Как правило, большинство людей предпочитает сотрудничать с теми, кто похож на них самих, но это блокирует изменения, не дает сделать прорыв. Поэтому преимущество получают те компании, в которых не боятся разнообразия.
Сегодня работа с парадоксами или полярностями перестала быть уделом философов. Максимум прибыли приносят не технологические идеи, а те, которые меняют вкусы людей, их взгляды на жизнь, задают новые образцы поведения и создают новые потребности. Для таких идей обязательно нужна эта компетенция. К примеру, упрощение интерфейса персональных компьютеров создало огромный рынок как для самих PC, так и для программного обеспечения!
Системное мышление (system thinking). Это способность:
Системное мышление особенно важно, когда приходится действовать в сложной среде, в ситуации неопределенности. Руководитель с развитым системным мышлением не просто видит свою организацию как систему. а выступает в роли ее «архитектора»:
Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EI). Особую популярность EI приобрел благодаря «четырехэлементной» модели Д. Гоулмана, где он определяется как сочетание четырех способностей:
Эмоции — ключевой фактор достижения успеха в социальных системах. Обмениваясь эмоциями, люди создают и поддерживают отношения, формируют совместное видение успеха, вовлекаются в творческую деятельность. Благодаря развитому EI руководитель формирует в команде уникальную атмосферу открытости и сотрудничества, готовность действовать для достижения общего результата и в долгосрочной перспективе.
Пятый технологический уклад, одной из ведущих отраслей которого являются ИT, меняет способности человека:
Эти изменения будут все острее проявляться по мере смены поколений на рынке труда: мышление и мотивация представителей «поколения Y» серьезно отличаются как от преобладающего сейчас поколения X, так и от поколения бэби-бумеров и от «молчаливого поколения». А ведь уж на подходе «поколение Z» — 15–16-летние подростки, которых эксперты называют «цифровое поколение» (digital native).
Новые вызовы определяют задачи, которые стоят сегодня перед индустрией Talent Development. Главные из них:
1. Изменение подходов к обучению и развитию. На конференции ATD-2016 широко обсуждали, какие компетенции нужны сегодня лидерам для достижения высоких результатов. Эксперты выделяют два важных новых концепта: «Т-модель» и «Лидер-катализатор».
Т-модель. Что значит «Т-профессионал»? Это специалист, обладающий глубокими знаниями, умением и опытом в какой-то одной области и широким набором дополнительных компетенций. Схематически это изображается в виде буквы «Т» (см. рис. 3):
Эксперт («идущий в глубину» — перекладина буквы Т):
Компетентный (широкий набор компетенций — горизонтальная линия буквы Т), гибкий в обучении:
Организации нужны лидеры, которые лучше добиваются результата в основной деятельности компании. Поэтому нужно знать особенность деятельности компании. Если она:
…то такой организации больше нужны лидеры-эксперты.
Если организация:
в таком случае ей нужны более гибкие Т-лидеры.
Лидер-катализатор (catalyst). Сейчас все чаще говорят о необходимости новой ролевой модели — менеджера, который сможет в сложных обстоятельствах поддерживать бизнес и свою команду. В комплексной среде лучшие результаты показывает именно женская модель управления, которая включает понимание, заботу, поддержку и помощь в развитии. Когда непонятно, как взаимодействуют элементы среды, команды конкурируют не в уровне экспертизы, а в скорости нахождения новых, более адаптивных паттернов поведения. В такой ситуации лидером становится не главный эксперт, а «мамочка», которая может обеспечить безопасную среду для работы экспертов. Главным преимуществом в таком случае становится стабильность эффективной работы команды, потому что в «дружеской» (friendly) обстановке сотрудники не «выгорают» психологически, дольше сохраняют высокий уровень мотивации и вовлеченности. В мире, полном неопределенностей, создание безопасности для рабочих групп становится базовым условием выживания бизнеса. Сильная корпоративная культура поддерживает людей и дает им возможность проявить свои таланты, стать «собственниками» бизнеса.
Пример поддерживающе-заботливого лидерства отчетливо проявляется сейчас в ИТ-среде, особенно со стороны HR-менеджеров. Однако именно в этой отрасли (с учетом специфики типичных психотипов сотрудника) уже заметно и ограничение такой роли лидера: инфантилизм сотрудников не только не преодолевается, но и усугубляется. Поэтому это тема должна широко обсуждаться в среде профессионалов.
2. Разработка новых технологий и методов T & D. Традиционные тренинги работают с умениями и навыками, рассматривая их как шаблоны эффективного поведения, которые нужно довести до автоматизма. Они исходно не были ориентированы на «тонкие» задачи — такие, как изменение типа мышления или изменение картины мира. Зато на это направлены рефлексивные игры, моделирующие комплексную бизнес-реальность. Причем наиболее эффективны не компьютерные и настольные симуляции, а ролевые игры, которые позволяют действовать:
Ролевые игры позволяют «проработать» различные виды мышления — и во время игры, и в пост-игровой рефлексии. Здесь:
Применение современных технологий, привлечение энергии молодежи и женщин — это повестка завтрашнего, вернее, уже сегодняшнего дня, потому что 2020 год наступит очень скоро! Хорошая новость для всех эйчаров: во всем мире бизнес все острее осознает необходимость постоянного обучения и развития!
Что мы вынесли из конференции непосредственно для работы нашей компании — NRG?
во-первых, большой объем информации за столь короткое время освоить сложно;
во-вторых, «экспресс-знания» быстро забываются, а навыки часто не закрепляются.
Поэтому «воронку обучения» желательно перевернуть:
В этом году на конференции АTD единственным представителем от Украины был руководитель компании NRG. Надеемся, что в будущем украинская делегация будет более многочисленной.
Руководитель TD-университета NRG: Андрей Станченко