Сериал «Херши против Бланшара… и немного больше о Ситуационном лидерстве …»: Серия 2

Вторая серия «Херши против Бланшара… и немного больше о Ситуационном лидерстве …»

Краткое содержание первой серии:

Вывод 1. ЛИДЕР — любой человек, оказывающий влияние с целью выполнения его задачи.

Вывод 2. ВЕДОМЫЙ — любой человек, на которого оказывается влияние с целью выполнения им задачи.

Вывод 3. Миф 1 развеян. Модель ситуационного лидерства гораздо разностороннее, чем инструмент развития подчинённых. Эта модель высвобождает ЭНЕРГИЮ ВЛИЯНИЯ в мотивации, коммуникациях и развитии ведомых.

Полностью ознакомиться с первой серией вы можете по этой ссылке.

С этого момента и на протяжение всех серий я буду рассказывать о своём личном примере и приводить примеры из других сфер, чтобы показать, что Ситуационное лидерство — это энергия влияния в мотивации, коммуникациях и развитии ведомых. Всеми примерами я постараюсь развеять все мифы (кроме первого, с которым мы уже разобрались).

Миф второй. «D1» — это уровень, когда подчинённый или подопечный «Не имеет навыков», но у него «Высокий настрой». 

Это не так! И с позиции Polaroid я это докажу немного позже.

О том «D1», где ведомый «не умеет, но настроен» … Поехали.

У меня есть хобби. Я музыкант — клавишник. Лет 10 назад у меня был перерыв в игре в группе, и я хотел освоить программу для программирования музыки. Я попросил знакомого звукорежиссёра установить мне программу на компьютер. Я горел желанием, что наконец, смогу создавать такую музыку, которую хочу. 

Но я никогда не видел даже интерфейс этой программы. Т. е. знаний и умений у меня не было как это делать, но настрой просто зашкаливал! Вроде, классический D1. В момент установки программы мой знакомый сказал, что если я инженер и, тем более музыкант, то там, в общем, ничего нет сложного. Мол спокойно разберёшься. 

Что же произошло со мной, когда я остался с этой программой один на один? Я был на столько шокирован интерфейсом, что даже не понимал, как эта штуковина вообще может извлекать звук. Я залез в ютуб и ещё больше обалдел от того, как спецы виртуозно объясняют эту программу. В общем, я разочарованно подумал, зачем мне это всё и бросил эту затею в одно мгновение. Куда же делся мой настрой из D1? Скажете, что я перешёл в D2? Когда нет ни знаний и настрой пропал? Так как же я мог попасть в D2, если я даже не попробовал поюзать эту программу??? 

Это классический R1 — нет способностей и пропало желание. Именно пропало. В этой конкретной ситуации.

Было желание, НО ПРОПАЛО! Почему? Потому что рядом не оказалось того знакомого, который мог выполнить роль лидера и методом простых ДИРЕКТИВНЫХ ИНСТРУКЦИЙ поднять моё желание освоить эту программу и постепенно вывел бы меня на Степень готовности R2 — слабые способности, но желание разгорелось. РАЗГОРЕЛОСЬ бы, потому что рядом был ЛИДЕР, который сначала дал сухие простые инструкции, а потом вместе со мной помог бы создать первый трек.

Для приверженцев «D1» (не способен, но настроен) я бы предложил вынести эту готовность за пределы квадрата «Ситуационное лидерство», до того, как ведомый столкнётся с ситуацией.

Итак, миф 2 не работает. Ведомый сталкивается с незнакомой задачей. Он теряется. Способностей нет. Желание пропадает.

Конечно, это пример из привычной трактовки модели Ситуационное лидерство — энергия развития. Позже мы вернёмся к этому примеру.

Однако, я говорю об этой модели и в контексте энергии коммуникаций. Давайте рассмотрим семейную ситуацию и разберём всё по формуле лидерства.

Супруга вашего знакомого взяла на себя обязанности по покупке продуктов и должна была оставаться в рамках выделенного семейного бюджета. 

Последние два месяца он стал замечать постоянную нехватку основных продуктов питания, в то время как деньги, выделенные на их покупку, закончились на пару недель раньше срока. 

Это серьёзная проблема, поскольку у вас едва хватает денег, чтобы заплатить за квартиру. И, похоже, супругу вашего знакомого это совсем не волнует.

Давайте рассмотрим её способности. Каковы результаты её инициативы? Судя, по тому что в результате её деятельности у семьи вашего знакомого едва хватает денег, чтобы заплатить за квартиру и постоянную нехватку продуктов, то, наверное, её способности, мягко говоря, не очень. Т.е. СПОСОБНОСТИ НИЗКИЕ.

А как же насчёт того, что она взяла на себя обязанности по покупке продуктов?

Вроде НАСТРОЙ БЫЛ? Но она погрузилась в эту рутину и, ЕЁ ДАЖЕ НЕ ВОЛНУЕТ, что денег не хватает. Куда делся ЕЁ НАСТРОЙ относительно обязанности по покупке продуктов и оставаться в рамках выделенного семейного бюджета? Именно сейчас! Именно, когда вы это видите и ощущаете!

Этот пример чётко разоблачает миф 3.

«D2» — это уровень, когда подчинённый или подопечный «Не имеет навыков» и у него «Снизился настрой». Потому что столкнулся с трудностями, и мотивация «поплыла». Это тоже миф! Позже я и здесь докажу, что это как раз Степень готовности 1. Именно готовности на сейчас R (Readiness level), а не развития «D» в общем.

Окей, если это D2 (не способен, не настроен — мол столкнулась, не получилось), то согласно этой трактовке модели вашему знакомому, как лидеру следовало бы объяснить, рассказать, как нужно управляться с бюджетом. НО…

Её же это НЕ ВОЛНУЕТ! Иии? Наверное, правильно было бы чётко и ДИРЕКТИВНО объяснить последствия и проверить список продуктов до того, как будут сделаны покупки на следующую неделю. А то и, вообще, ДИРЕКТИВНО изъять эту инициативу.

Это R1 (не демонстрирует способности и не проявляет настрой что—то улучшить). Стиль энергии влияния — ДИРЕКТИВНЫЙ.

Вот вам фотография Polaroid. Мы можем знать, как было ДО, но мы видим, как есть сейчас. Нам нужно именно сейчас применить нужную энергию лидерства или влияния, если хотите. НИКАКИХ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ! ТОЛЬКО ТО, ЧТО МЫ КАК ЛИДЕР ВИДИМ СЕЙЧАС.

Пусть у профессионала, хоть 7 пядей во лбу, но если он ИМЕННО СЕЙЧАС не демонстрирует свою способность и не хочет, то это однозначно R1. И лидеру нужно СПОКОЙНО и СУХО объяснить, что ведомому нужно сделать и какие последствия ему грозят. И это о том, что миф 4 тоже не работает. 

После «D4» — сотрудник — это звезда или талант… Ох, как эти «D4» скатываются в R1 при новых вызовах и новых задачах…, но только в трактовку «Не понимают зачем и не настроены это делать».

Выводы второй серии

Вывод 1. В контексте энергии развития готовность «D1» (не способен, но настроен) выходит за рамки модели «Ситуационное лидерство» . Этот подход работает до момента столкновения с незнакомой задачей. При столкновении даже с задачей мечты, к которой не знаешь, как подступиться, настрой исчезает. Если не появится лидер, то ведомый разочаруется в своих намерениях.

Вывод 2. Миф 2 развеян. Ведомый сталкивается с незнакомой задачей. Он теряется. Способностей нет. Желание пропадает.

 Вывод 3. Миф 3 развеян. В готовности R2 ведомый даже, если не может самостоятельно выполнить задачу, то он видит, что задача выполнима, при помощи лидера. Роль последнего в этом случае — быть наставником и действовать как единое целое.

 Вывод 4. Миф 4 развеян. Пусть у профессионала, хоть 7 пядей во лбу, но если он ИМЕННО СЕЙЧАС не демонстрирует свою способность и не хочет, то это однозначно R1. И лидеру нужно СПОКОЙНО и СУХО объяснить, что ведомому нужно сделать и какие последствия ему грозят.

Продолжение следует…