Управление изменениями в VUCA-мире является непростой задачей. Нынешняя реальность требует неимоверной скорости реагирования, активной позиции команды и вызывает большое напряжение у персонала. Мы можем приглашать консультантов, но (!) исследования показывают, что решения, которые предлагаются извне, реализовываются в жизнь лишь в 25-35% случаев.

И мы все чаще задаем вопросы:

  • Что необходимо сделать, чтобы идеи воплотились в реальность?
  • Как мы можем вовлечь людей и повысить их ответственность?
  • Как помочь сотрудникам стать лидерами изменений?

Сегодня мы коснемся одного из современных подходов, помогающего решить эти вопросы – фасилитации. Отличительная черта этого подхода — изменения, идеи и проекты рождаются внутри компании. Над этим работает, при поддержке фасилитатора, команда сотрудников компании. Опыт фасилитатора помогает «прорасти» этим изменениям, сгенерировать прорывные решения, трансформировать их в конкретные цели и задачи, с четким календарным графиком, а также закрепить ответственность.

На сегодняшний день интерес к фасилитации у компаний, взявших курс на бирюзовые организации, все больше растет. Пройдет несколько лет и фасилитация будет интегрирована во все успешные компании, как мощный инструмент управления командами. Уверена, что она проникнет в программы подготовки руководителей, HR-ов, тренеров.

Международный форум по аккредитации (IAF)  уже сейчас насчитывает более 500 техник фасилитации:

  • Open Space («Открытое пространство»)
  • Technology of Participation («ТоР фасилитация»)
  • World Cafe («Всемирное кафе»)
  • Synectics («Синектика»)
  • Future Search(«Поиск будущего»)
  • Work Out («Выход за рамки»)
  • Sociocracy («Социократия»)
  • Динамическая фасилитация, и мн.др…

Итак, немного остановимся на терминах: фасилитация (от англ. «facilitate» – облегчать) – это специальные действия, направленные на организацию групповой работы для прояснения и достижения целей.

Это продуктивная работа группы, которая может затрагивать отрезок времени от 3-х часов до 2-3-х дней работы, в зависимости от целей. В фасилитации могут быть вовлечены как большие, так и малые группы людей.

На протяжении этого отрезка времени, плотно работает фасилитатор, человек, который помогает организовать работу группы, таким образом, чтобы были достигнуты цели. Важный момент — фасилитатор это отдельная роль, это не участник группы, и, желательно, не сотрудник компании. От фасилитатора требуется нейтральная позиция на всех этапах работы группы.

Если говорить метафорой, то фасилитатор не может быть членом стаи, иначе он не сможет абстрагироваться от личных интересов. Будучи одним из стаи (или её реальным вожаком, к примеру, реальным руководителем), он будет идти за своими желаниями и иногда уводить, задерживать, отклоняться от курса, тем самым упуская альтернативы.

Фасилитатор не обязан являться экспертом в решаемых вопросах, и даже, если он владеет экспертизой, то он «забывает» о ней на этом отрезке времени.

Фасилитатор верит в коллективную мудрость группы, и его главная задача организовать пространство таким образом, чтобы люди смогли определить цели, сгенерировать идеи, принять решения, наметить план действий… одним словом — прийти к цели.

И одна из дополнительных задач фасилитатора — превратить процесс коммуникации в удобный и лёгкий для всех участников, что способствует улучшению микроклимата внутри и легкости в продуцировании идей.

 

 

Когда компании может быть нужна фасилитационная работа:

  • При запуске новых проектов, процессов, продуктов
  • Если перед компанией стоит важная или нестандартная задача, и вы, пока, не понимаете с какой стороны лучше к ней подойти, «тогда мы идем к вам» J
  • В случаях, когда необходимо рождение нешаблонных, прорывных идей для бизнеса
  • Когда вы понимаете, что требуется повысить уровень вовлечения персонала, как мы говорили, задачи извне принимаются сложнее, а вот собственные разработки как собственный ребенок
  • Когда мы видим сопротивление изменениям, и персонал не вовлечен
  • Если нужно найти решения существующих проблем в компании
  • Требуется проведение креативных сессий
  • При проведении стратегических сессий, включая создания миссии и ценностей компании

Хотелось бы более подробно остановиться на фасилитировании стратегических сессий, но это отдельная обширная тема, и о ней поговорим позднее.

Что дает фасилитационная сессия компании, команде, руководителю, сотруднику:

  • Реальную помощь в решении бизнес-задач
  • Вовлекает людей в обсуждение и реализацию планов
  • Стимулирует инициативность, активность людей
  • Побуждает готовность брать ответственность на себя
  • Позволяет выйти за рамки обыденности в решениях
  • Способствует развитию команд, развитию людей
  • Помогает найти креативные, прорывные решения и незамедлительно воплотить их в жизнь
  • Стимулирует понимание необходимости изменений и снижает страх перемен

Фасилитация это командная работа. Успехом этой работы мы можем считать результат, после которого участники осознают вариативность идей, они понимают к каким решениям пришла команда и почему, каков курс действий в целом, что будет предпринято, с чего будет начата работа, а также зоны ответственности каждого. Со встречи участники выходят с конкретным календарным планом действий.

Итак, фасилитация — мощный инструмент, и все же это не волшебная палочка, и не магический атрибут. После проведения фасилитационной сессии, в компании предстоит важная работа по внедрению этих наработок в жизнь. Но, пул идей сгенерирован, календарный план составлен, ответственность между участниками закреплена и у всех сформировано единое понимание вопроса. Сотрудники знают, что нужно делать для достижения результатов —  и это уже гарантированный путь к успеху, интересный и новый, который можно и не обнаружить, будучи погруженными только в операционные задачи.

Навык фасилитации обязателен для тренера, поэтому он включен в программу тренинга «ФИТнес для опытных тренеров».

Ещё статьи по теме фасилитация:

 

Петрова Наталья
Бизнес-тренер компании NRG,
фасилитатор по методам ToP фасилитации и Синектики