Когда и как развивать стратегическое мышление в компании

Когда и как развивать стратегическое мышление в компании

Цей контент також доступний на : Українська

Всё, что не создается — разрушается. Если я не создаю своё будущее, оно разрушается автоматически.

Например, я понимаю, что неперспективно жить и работать в надежде на государственную программу, как живут 90%. Это ведёт к тому, что я буду постепенно по чуть-чуть повышать свой заработок, а потом 30% от того, что я зарабатывал, я получу на пенсии. И еще я где-то слышал, что у нас этой пенсии вообще не будет, так как рождаемость в стране оставляет желать лучшего.

Получается, что, если у меня нет стратегии, это не значит, что будущего не наступит. Оно наступит, но будет таким ужасным, что я буду сидеть и винить себя за то, что я не повлиял на него. Потому что я могу влиять, но для этого нужна цель и стратегия.

В хорошем смысле стратегическое мышление нужно каждому, чтобы создавать будущее, а не принимать его таким, какое оно придет само по себе.

Стратеги являются субъектами — они творят, приближают будущее при помощи стратегии. А люди без стратегии — объекты, с которыми происходит будущее.

Это обычно закодировано в речи человека. Если прислушаться можно услышать:

  • Доллар подорожал.
  • Машина провалилась в яму.
  • Собака меня укусила.

В этих формулировках нету «Я». Здесь нет субъекта, просто объект с которым что-то происходит.

Человек говорит: «2020 год меня чуть не убил». Так он снимает с себя ответственность и во всем винит 2020 год. Здесь нет стратегического мышления.

Стратегическое мышление — лидерское качество. Если лидер чувствует, что 2020 год будет другим, он выстраивает другую стратегию, чтобы получить выгоду в этих условиях. Или, если не справится, он честно признает это и продолжит путь с новой стратегией, но ответственность перекладывать не будет.

Западная культура построена на субъектности. У них форма речи так устроена, что там «Я» никуда не денется. Там ты не можешь оформить речь без «Я». Это будет безграмотно. У нас речь построена так, что мы можем сказать «что-то произошло». Само по себе. Без меня.

Когда спрашиваешь человека, почему так случилось, он говорит, что цены выросли, законы не те приняли, власть нечестная. Тут нет субъекта. Как только укажешь субъект, сразу появляется ответственность, потому что субъект может прийти разбираться, кто это его тут обвинил.

Без стратегического мышления можно жить, но только если ты не руководитель. Если метишь в руководители, начинай прокачивать стратегическое мышление.

В каждой стране больше половины населения живет без стратегического мышления. В этом нет ничего страшного. Проблема начинается, когда стратегического мышления нету у руководства. Если у корабля нет маршрута «куда мы плывем и как мы туда доберемся», это страшно.

5 критериев, когда компании нужно начать развитие стратегического мышления

Критерий 1. Давление VUCA-мира. Сложный мир, сложные процессы, сложно выстраивать стратегии. Как раньше уже не работает, а как сейчас пока не срабатывает. В этом случае нужно придумать стратегию. А для этого нужно стратегическое мышление.

Критерий 2. Разница в целях у сотрудников. Когда они, не имея стратегии и ясности пути, между собой решают кучу личных проблем без единой цели. Каждый занимается своими вопросами. Как только я, как собственник, отойду, они будут заниматься не тем, что развивает бизнес. У каждого будет своя правда, а компания останется на месте.

Критерий 3. Проблемы из-за отсутствия стратегии. Я хочу решить проблему, которая возникла из-за того, что у меня не было стратегии. И сейчас я понимаю, что откладывать уже бесполезно. Возможно, я даже предчувствовал, что так может произойти, но думал, что прокатит. Не прокатило.

4. Амбициозная цель, которую без стратегии достичь невозможно. Проблема — одно дело. Но бывает, что у человека нет проблем и он не ждет проблемы, но хочет идти вперед, чтобы получить еще что-то хорошее. Но это настолько амбициозно, что мостика к этому будущему просто нет. Его нужно построить при помощи стратегии.

5. Стресс руководителя и сотрудников. Без ясной стратегии я буду тратить деньги на семинары по стрессу для сотрудников. Они будут выгорать, будут проваливаться. У них не будет ясности. Они будут уходить в другие проекты.

Сотрудники уходят туда, где понимают ясность, потому что всегда хотят быть с той компанией, которая может обеспечить будущее. Если хорошее будущее в этой компании я не вижу, я всегда буду просить, чтобы мне переплачивали деньгами.

Главная ценность стратегического мышления для руководителя

Для руководителя самая огромная ценность развития стратегического мышления в том, что появляется ясность в голове. А когда у руководителя нет стратегического мышления, он не признается в этом. А сотрудникам ключевую цель пояснить не может.

У Стивена Кови в книге есть исследование. Он говорит, что 80% сотрудников при опросе сказали, что им не ясны цели компании. При этом 20% знают цели компании, и только 5% могут рассказать, как они собираются этих целей достичь.

Метафора приблизительно следующая. Представьте, что у вас 11 футболистов. И только 2 из них знают, где чьи ворота.

А теперь представьте, что у вас в компании происходит то же самое. Вы сейчас на плаву и как-то справляетесь. Но что будет, если столкнетесь с конкурентом, у которого все 11 игроков знают, где чьи ворота. Здесь у вас точно будут проблемы.

Бывает один человек тратит кучу энергии на то, чтобы, помешать другим работать. Он при этом не виноват, потому что не знает, что мешает. А если таких людей много в компании?

Как компании начать развитие стратегического мышления?

Первым делом нужно отправить руководителя на семинар, чтобы он вообще посмотрел, что такое стратегическое мышление, как оно работает и какие результаты дает.

Стратегическое мышление — привычка. Она ничем не отличается от других привычек. Но человек по природе своей не склонен думать стратегически, ему нужно это развивать.

Это также как учиться шахматам. Тебе объясняют условия и порядок движения фигур. Ты не научишься сразу думать на 10 шагов вперёд. Сначала надо изучить правила и простые способы поставить мат. Потом ты начнёшь изучать комбинации. И только через время начинает получаться. Поэтому учиться нужно как можно раньше.

Раньше в Китае полководец должен был уметь делать три вещи, чтобы командовать войсками:

  • хорошо владеть оружием,
  • играть в шахматы,
  • играть на музыкальных инструментах.

Элемент стратегии развивался через шахматы.

Если говорить про семинары, то здесь стратегическое мышление развивается через упражнения. Любые упражнения на реализацию будущего относятся к стратегическому мышлению.

Чтобы научиться стратегическому мышлению, компании нужно нарабатывать опыт в построении стратегий и идти по ним, ошибаться или не ошибаться, делать выводы, и снова строить стратегию.

Стратегия — всегда гипотеза.

Чем западные страны отличаются от наших? Почему в Силиконовой долине такой огромный пласт успешных компаний? Потому что у них абсолютно другой принцип по отношению к провалам.

Если у человека было три провала, то для нас это неудачник. А для них — нет. Он три раза пробовал и провалился. Значит на четвертый раз вероятность его успеха выше, чем если бы он пришел в первый раз, не имея за плечами этих успехов. Они понимают, что он тестирует гипотезы.

Там даже есть определенная статистика по поводу того, когда у человека щёлкнет.

У нас проблема стратегии в том, что она туманна и само по себе будущее туманно. Руководители не хотят высовывать голову из песка по причине, что это рисково. Непонятно, как оно будет или не будет и зачем это надо. Но, если ты не высунешь голову, то точно не попадёшь.

Приглашаем вас скачать запись встречи:

Развитие мышления в бизнесе

Для этой встречи мы соединили 4 типа мышления: креативное, критическое, стратегическое и системное.

Вы сможете перенять приёмы и методы разного мышления, чтобы использовать, как одну рабочую концепцию при принятии эффективных решений в бизнесе.

Получить запись

Автор: Сергей Слипченко

Редактор: Юрий Гальмаков

Русский