Что такое стратегическое мышление и что делать, если его нет

Что такое стратегическое мышление и как спасти компанию, в которой его не развивают

Цей контент також доступний на : Українська

Стратегическое мышление делится на две части: мышление о стратегии и его реализация. Стратегия — реализация будущего. Она отвечает на вопрос: «Как достичь цели?». Стратегическое мышление о том, как реализовывать и приблизить будущее, под которым подразумевается что-то светлое.

Люди часто говорят, что цель это и есть стратегия. Это не так. Стратегия это о том, как мы попадём туда, куда нужно. Этот термин пришёл к нам из воинского дела.

На войне цель понятна — выиграть битву. Но как её выиграть? Вот тут нужна стратегия.

Первая путаница возникает в положительном мышлении. Помните фильм «Секрет», в котором транслировалось позитивное мышление? Это как раз о придумывании будущего. Это только первый шаг. А стратегическое мышление отвечает на вопрос «Как именно это создать?».

Когда человек обладает стратегическим мышлением, он видит цель и знает, какие шаги нужно сделать для её достижения.

Приглашаем вас скачать запись встречи:

Развитие мышления в бизнесе

Для этой встречи мы соединили 4 типа мышления: креативное, критическое, стратегическое и системное.

Вы сможете перенять приёмы и методы разного мышления, чтобы использовать, как одну рабочую концепцию при принятии эффективных решений в бизнесе.

Получить запись

Как определить руководителя без стратегического мышления?

Руководитель, который не развивает стратегическое мышление всё время сталкивается с неожиданностями. У него может быть твёрдая вера в то, что он понимает, что делает, куда идёт. Но, когда начинает идти, сталкивается с непредвиденным.

А бывает даже так, что он не понимает, куда идти. У него просто есть ощущение, что конкретно нужно делать сейчас. Потому что он управляет настоящим. Это оперативное планирование: у нас пожар → мы его тушим.

Бывают ситуации, когда не до стратегии, потому что есть перекосы в стратегическом мышлении.

Существуют крайности. Одни менеджеры чересчур уходят в будущее, а другие крепко хватаются за настоящее.

Если человек сильно погружается в стратегию, но она оторвана от настоящего, подчинённые к нему плохо относятся. Он рассказывает про цель, пытается их замотивировать, но ничего из этого не достигается, поэтому менеджера считаю пустословом.

— Нам нужно тушить пожар, а он нам рассказывает про стратегию.

В идеале стратегия — это связь в виде мостика между будущим и настоящим, где мы приближаем будущее через действия в настоящем.

Как определить человека с развитым стратегическим мышлением?

Мышление — это работа с картиной мира. Ее сложно пощупать. Стратегия — гипотеза. Человек прогнозирует результат проектирует путь и пробует идти по нему. Чётко идти по выстроенному плану невозможно. Результат может быть раньше или позже, чуть лучше или хуже, но в целом то, что ожидали получить. Когда так получается и прогноз человека сбывается, можно сказать, что у него стратегическое мышление развито.

Руководитель говорит: «Ребята, нам нужно делать вот так и так. Мы делаем и видим, что он был прав».

А бывает говорит: «Ребята, давайте пойдём другим путём». Начинаем идти и не приходим. Он не учёл кучу вариантов развития событий, а значит не понимает, как это работает, не умеет мыслить стратегически.

Хороший пример стратегического мышления можно увидеть в кино, в котором показывают ограбление банка.

Там моделируют все, учитывая рабочий персонал и поведение посетителей банка. Прорабатывают разные социальные сценарии. Это очень сложная задача. Без стратегического мышления такое сделать невозможно.

Когда пригодится стратегическое мышление?

Стратегическое мышление используется для задач высокого уровня, когда есть большая цель. Для простого уровня оно не пригодится.

Давайте на примере

Представим, что один человек решил открыть автозаправочную станцию на три колонки. Этого ему достаточно, потому что бензина поставляют немного. Посмотрим, как он будет действовать в зависимости от роста и уровня мышления.

Уровень 1. Тактический

Он сделал заправку, потому что есть возможность и дешёвый источник топлива. Он занижает цену и на заправку приезжают заправляться жители 4-х ближайших сел. Есть стабильный доход. Его все устраивает и роста не хочется.

Это тактический уровень, где полностью отсутствует стратегическое мышление. Здесь все нормально. Человек работает по принципу: «Куй железо пока горячо».

Уровень 2. Условно стратегический

На этом уровне человек думает, что делать дальше. Когда заправка работает стабильно, человек начинает продавать что-то дополнительно, облагораживает территорию, ставит аппараты с газировкой, небольшой магазинчик и придорожное кафе

Он простую станцию на три колонки совершенствует до заправки регионального уровня и поднимает цены. Начинает смотреть на качество продукта, потому что хочет, чтобы люди возвращались снова.

На этом уровне он ещё не смотрит на конкурентов, а просто хочет, чтобы люди приходили снова, поэтому сильно улучшает качество и следит за ним.

Уровень 3. Большая цель и стратегический уровень

На третьем уровне наш герой бросает вызов другим заправкам — гигантам рынка. На первый взгляд это кажется нереалистичным. Человечек с маленькой региональной заправкой хочет подвинуть лидера рынка топлива, который обслуживает миллионы автомобилей в день.

Нужно придумать стратегию, которая поможет ему у кого-то забрать долю рынка. И он начинает над этим работать. Но ничего не получится, если он сделает тоже самое, что делают они. Нужно придумать что-то новое, уникальное. А без развития мышления этого не получится.

По сути, стратегия это и есть уникальность. Она тебя дифференцирует по маркетингу.

Без стратегического мышления рост невозможен, потому что не видно, куда идти

В большинстве компаний мира пока есть собственник со стратегическим мышлением, компания развивается. Как только собственник уходит, власть меняется и бизнес валится.

Наёмные менеджеры, как правило, работают не через стратегическое мышление. Они хотят, чтобы их ресурсы просто сохранились, потому что позиция хорошая и рисковать не хочется.

А стратегическое мышление питает цель и мечта о лучшем будущем.

Как спасти компанию, если уходит собственник со стратегическим мышлением

Обязательно для уровня топ-менеджеров поднимать уровень мышления, расширять мышление о будущем.

У человека есть три варианта.

Жить в прошлом. Это самая проигрышная стратегия.

Жить в настоящем. Проживать всё в моменте и действовать по обстоятельствам. Тоже важный жизненный навык, но скорее для человека, чем для бизнеса

Творить будущее. Это тоже хороший вариант, определенная компетенция. Здесь человек визуализирует и составляет план по достижению будущего.

Ключевая задача — успевая наслаждаться настоящим, строить свое будущее.

Если руководитель живёт в настоящем, фокусируется внутри компании, то через некоторое время перестанет обращать внимание на будущее. Он не увидит, что их атакуют конкуренты, а в случае поражения будет пожимать плечами и говорить: «Нужно быть работать лучше».

Лозунг «Работать лучше, больше, дольше» трудно назвать стратегией.

Когда компания развивает стратегическое мышление среди сотрудников, они смотрят в будущее и думают, как его приблизить. И чем конкретнее они его видят, тем легче подобрать точную стратегию, которая станет мостиком.

Приглашаем вас скачать запись встречи:

Развитие мышления в бизнесе

Для этой встречи мы соединили 4 типа мышления: креативное, критическое, стратегическое и системное.

Вы сможете перенять приёмы и методы разного мышления, чтобы использовать, как одну рабочую концепцию при принятии эффективных решений в бизнесе.

Получить запись

Автор: Сергей Слипченко

Редактов: Юрий Гальмаков

Русский